Басовая разновидность кларнета (бас-кларнет), появившаяся в начале XIX века, сегодня широко применяется в музыкальной индустрии. Она входит в состав симфонических оркестров, используется в камерных ансамблях и пользуется популярностью у джазовых музыкантов. Бас-кларнет относится к категории деревянных духовых музыкальных инструментов.
История происхождения и развития
История происхождения этого музыкального инструмента уходит корнями в середину XVIII века, когда начались попытки создания басового кларнета. Ранний пример этого инструмента, созданный братьями Майрхоферами в 1770-х годах, напоминал бассет-горн, но обладал дополнительной кроной, позволявшей извлекать нижний звук «до». В дальнейшем, инструменты работы Генриха Гренцера и Августа Гренцера стали расширять диапазон басового кларнета и улучшать его конструкцию.
Современный вид бас-кларнета сформировался благодаря усилиям Адольфа Сакса в конце 1830-х годов. Он усовершенствовал систему клапанов, улучшил интонирование и расширил диапазон, сделав инструмент более подходящим для исполнения классической музыки. Бас-кларнет впервые был введен в симфонический оркестр в 1836 году в опере «Гугеноты» Джакомо Мейербера.
Со второй половины XIX века бас-кларнет стал постоянным участником симфонических оркестров, часто дублируя басовые голоса. Его характерный густой и мрачноватый тембр стал востребованным среди композиторов для создания сольных эпизодов в их произведениях.
С начала XX века бас-кларнет также стал применяться в камерных ансамблях и в качестве сольного инструмента. Множество современных композиторов, включая Отмара Шека, Маурицио Кагеля, Эллиотта Картера и других, написали произведения для бас-кларнета. Известные исполнители джаза, такие как Эрик Долфи, Маркус Миллер и Джон Серман, также используют бас-кларнет в своих выступлениях.
В России бас-кларнет успешно используется в неакадемической музыке. Например, Николай Рубанов, выступающий с группой АукцЫон и в собственных проектах, активно использует этот инструмент.
Описание инструмента
Бас-кларнет, известный также как «clarinetto basso» на итальянском, принадлежит к семейству деревянных духовых инструментов. Его конструкция подобна обычному кларнету и состоит из следующих основных элементов:
- Корпус. Прямая цилиндрическая трубка, состоящая из пяти частей (раструба, мундштука, верхнего и нижнего колен, бочонка).
- Трость (язычок). Тонкая пластинка, которая используется для производства звука.
- Другие элементы. Клапаны, кольца и звуковые отверстия, которые украшают поверхность корпуса.
Бас-кларнет изготавливается из благородных пород дерева, таких как черное дерево, мпинго и кокобола. Большая часть процесса производства проводится вручную в соответствии с традиционными методами, разработанными многие годы назад. Эта кропотливая работа и использование высококачественных материалов отражается в цене инструмента, делая его довольно дорогим удовольствием.
Диапазон
Диапазон бас-кларнета охватывает звучание от си-бемоль контроктавы до ми-бемоль второй октавы. Ноты обычно записываются в скрипичном ключе или в басовом ключе с повышением на один тон. Диапазон инструмента начинается от ре большой октавы и заканчивается на первой октаве си-бемоль.
Техника игры
Техника игры на бас-кларнете схожа с техникой для обычного кларнета, но инструмент не очень подвижен и требует значительных усилий для производства звука. В сравнении с обычным кларнетом, басовая версия менее подвижна, а игра на ней требует от музыканта большого мастерства. Бас-кларнет использует два регистра — нижний и средний, и блестяще справляется с эпизодами тревожного и трагического характера.
Хотя бас-кларнет не является главным инструментом в оркестре, его важность трудно переоценить. Без его глубоких и характерных звуков, которые неповторимы для других инструментов, многие известные произведения звучали бы совершенно иначе.
Исполнители и произведения
Существует обширный арсенал важных сольных произведений, сонат и концертов для басового кларнета. Приведем некоторые из них в качестве примера:
- «Фасадное трио» (2 бас-кларнета, перкуссия) Жоржа Апергиса.
- Концерт для бас-кларнета с оркестром (2018) Калеви Ахо.
- Концерт для бас-кларнета и камерного оркестра (1985-1987) Энн Каллауэй.
- Концерт для бас-кларнета с оркестром (1996) Андерса Элиассона.
- «Лунные перспективы», «Три эвфоники», «Цветные этюды» (2021) Говарда Дж. Басса.
- «Неподходящий подбородок: Совет от гусеницы» (2007).
- «Моря Кирка Сварфа» для бас-кларнета и струнных (2007) Питера Максвелла Дэвиса.
- «Цветы Святого Франциска», «В глубоком фанке» (Дэниел Дорфф).
- «Туссен Реде эн Гевоэль» (2018) Майкла Финнисси.
- «Мечты и молитвы слепого Исаака» (Освальдо Голихов).
- «Легкие как перышко обезьяны» (2016) Ига Хеннемана.
- «Статья 7» (2012) Розали Хирс.
- «Концерт Сильвестра» для бас-кларнета с оркестром (2009) Рафаэля Леонардо Джунчайя.
- «Призывы» для бас-кларнета и камерного оркестра (Найджел Уэстлейк).
- «Сольная идентичность I» (1972) Джоса Кунста.
- «Встретил спеда (срочно)» для бас-кларнета и фортепиано Гуса Янссена.
- «Leichte Überlappungen» (2018) Тобиаса Кляйна.
- «Пресс-релиз» для соло-бас-кларнета (1991) Дэвида Лэнга.
- «Тройной концерт» для кларнета, бас-кларнета и контрабас-кларнета (Дональд Мартино).
- «Концерт для бас-кларнета с оркестром» (Тея Масгрейв).
- «Концерт для бас-кларнета» (2014) Джонатана Рассела.
- «На Фройндшафт» для бас-кларнета без сопровождения, «Libra» для бас-кларнета и электроники (Karlheinz Stockhausen).
- «Гармониэн» для бас-кларнета без сопровождения.
- «Обеспокоенные души: концерт для кларнета / бас-кларнета с симфоническим оркестром» (2012) Бенджамина Стерна.
- «Черная Луна» для соло-бас-кларнета (Йоханнеса Марии Штауда).
- «Авлос» для соло-бас-кларнета (Ивана Лоудова).
- «Эписодос» в версии для соло-бас-кларнета (Йерун Говорит).
- «Рендеринг» для соло-бас-кларнета (Джеймс Гарднер).
- «Кантата», соло для бас-кларнета в Praeludium (Йорг Видманн).
- В саундтреке 1 сезона «Тоби Трамвайный паровозик» (Майк О’Доннелл и Джуниор Кэмпбелл).
Существует также богатый камерный репертуар для бас-кларнета, включая работы таких композиторов, как Леош Яначек, Карлхайнц Штокхаузен, Тео Левенди, Беата Фуррер и многих других.
Солисты и ансамбли
В 1950-х годах музыканты, исполняющие классическую музыку, впервые обратились к бас-кларнету в качестве своего основного инструмента. Первопроходцем в этом деле стал чешский музыкант Йозеф Горак, который считается первым, кто сделал сольный выход на бас-кларнете 23 марта 1955 года. Этот эпизод ознаменовал переломный момент, когда бас-кларнет впервые был признан в качестве солистического инструмента.
Поскольку репертуар сольной музыки для басового кларнета изначально был довольно ограничен, большинство солистов, играющих на этом инструменте, специализируются на современной музыке и аранжируют произведения, написанные для других инструментов, включая сюиты для виолончели Баха, и подобное. С начала эры Горака многие музыканты заказывали новые произведения для бас-кларнета, и в настоящее время существует обширный репертуар из сотен сольных композиций, многие из которых принадлежат признанным международным композиторам, таким как Брайан Фернейхаф и Дэвид Ланг.
Помимо Горака, в число выдающихся исполнителей-специалистов в области бас-кларнета входят такие музыканты, как Анри Бок (Нидерланды), его ученик Луис Афонсо (Бразилия), Деннис Смайли (США), Томми Лундберг (Швеция), Гарри Спарнаэй (Нидерланды), работавший с такими выдающимися композиторами, как Лучано Берио, Яннис Ксенакис и Мортон Фельдман, Фи Шаутен (художественный руководитель Баскларинет Фестайн), Джейсон Алдер, Эван Зипорин и Майкл Левенштерн (США), при этом двое последних также являются композиторами.
В октябре 2005 года в Роттердаме, Нидерланды, состоялась Первая Всемирная конференция по игре на бас-кларнете, на которой Горак был почетным гостем и выступал на одном из многочисленных концертов ведущих бас-кларнетистов со всего мира, включая упомянутых выше музыкантов и многих других.
В апреле 2014 года в Нидерландах был проведен первый фестиваль бас-кларнета, посвященный 70-летию Гарри Спарнея. Организаторами и художественными руководителями мероприятия были бывшие студенты Спарнаэя — Фи Шаутен и Тобиас Кляйн, активно занимающиеся современной композиторской и импровизационной музыкой.
Существует как минимум два профессиональных квартета бас-кларнета.
- Квартет Рокко Паризи — итальянская группа, специализирующаяся на переложениях музыки Россини, Паганини и Пьяццоллы.
- Квартет Эдмунда Уэллса — сан-францисский ансамбль, чьи программы включают оригинальные «тяжелые камерные» композиции, а также транскрипции мадригалов, буги-вуги и хэви-метал мелодий. Двое участников квартета Эдмунда Уэллса также выступают в качестве дуэта бас-кларнета Sqwonk.
В джазе
В начале развития джазовой музыки бас-кларнет редко звучал как соло-инструмент, однако некоторые ранние записи показывают его использование в этом качестве. Например, соло на бас-кларнете Уилбура Свитмана можно услышать в его записи «Battleship Kate» 1924 года, а соло на бас-кларнете Омера Симеона — в записи «Someday Sweetheart» Джелли Ролла Мортона и его Red Hot Peppers 1926 года. Бенни Гудман также несколько раз записывался с бас-кларнетом в начале своей карьеры.
Гарри Карни, баритон-саксофонист из оркестра Дюка Эллингтона, в течение 47 лет играл на бас-кларнете в некоторых аранжировках композиций Эллингтона, начиная с его записи «Saddest Tale» в 1934 году. Он также был солистом на многих записях оркестра Эллингтона, включая 27 партий на бас-кларнете.
Первым джазовым альбомом, где лидер выступал исключительно на басовом кларнете, был «Great Ideas of Western Mann» (1957) Херби Манна, хотя он более известен, как флейтист. Эрик Долфи, музыкант-авангардист, был первым значительным джазовым солистом на этом инструменте и оказал значительное влияние на лексику и технику, используемые более поздними музыкантами. В своих соло он активно использовал весь диапазон бас-кларнета. Бенни Мопин появился в конце 1960-х годов как ведущий бас-кларнетист, участвуя на оригинальном альбоме «Bitches Brew» Майлза Дэвиса, а также на нескольких альбомах Херби Хэнкока в составе группы «Мвандиши». Его стиль напоминает стиль Долфи с его продвинутыми гармониями.
С течением времени бас-кларнет чаще использовался в джазе, хотя обычно, как дополнительный инструмент в руках саксофонистов или кларнетистов. К таким музыкантам относятся Дэвид Мюррей, Маркус Миллер, Джон Сурман, Джон Гилмор, Боб Минцер, Джон Колтрейн, Брайан Ландрус, Джеймс Картер, Стив Бакли, Энди Бискин, Дон Байрон, Джулиан Сигел, Гюнтер Хампель, Мишель Портал, Майрон Уолден, Юсеф Латиф, Пол МакКэндлесс, Джанлуиджи Тровези и Крис Поттер. Немногие музыканты используют бас-кларнет исключительно, такие как Майкл Пинц, Руди Махалл и французские бас-кларнетисты Луи Склавис и Дени Колин. Клезмерский кларнетист Гиора Фейдман также известен своим уникальным использованием бас-кларнета в клезмерской и джазовой музыке.
В роке
В записи песни «It’s All Too Much» группы The Beatles в 1967 году, написанной Джорджем Харрисоном, выдающийся бас-кларнет ostinato был использован продюсером Джорджем Мартином, а играл на нем сессионный музыкант Пол Харви.
Участник группы Captain Beefheart в конце 1960-х годов, известный под псевдонимом «Тушь для ресниц» (Виктор Хейден), играл на бас-кларнете в альбоме «Trout Mask Replica» 1969 года.
В песне «Babylon Sisters» группы Steely Dan 1980 года на бас-кларнетах играли Джордж Мардж и Уолтер Кейн.