История музыкального инструмента Вагнеровская туба, кто его придумал и когда

Вагнеровская туба Духовые

Вагнеровская туба, также известная как валторновая туба, представляет собой медный духовой инструмент, который объединяет в себе характеристики валторны и тубы. Валторновые тубы бывают басовыми (в тональности фа) и теноровыми (в тональности си).

Данный музыкальный инструмент приписывается Рихарду Вагнеру, а первые образцы были созданы по его заказу в начале 1870-х годов фирмой «К. В. Мориц». В процессе разработки вагнеровской тубы, возможно, участвовал изобретатель саксофона Адольф Сакс.

Хотя название «вагнеровская туба» не совсем точное, так как этот инструмент ближе к валторне, и в нем используется мундштук валторны, а в большинстве случаев на нем играют профессиональные валторнисты. Поэтому более правильно классифицировать его, как разновидность валторны. Однако, это название утвердилось исторически на нескольких европейских языках. По звучанию вагнеровская туба напоминает эуфониум, поэтому в случае отсутствия последнего в оркестре, эуфониум часто используется в качестве его замены.

История создания

Если звучание трубы придает композиции героическую атмосферу, а тромбон вносит духовное и загадочное настроение, то валторна привносит в музыку волшебство. По всему миру валторну, что в переводе с немецкого означает «лесной рог», зачастую называют «французским рогом». Интересно, что именно во Франции этот музыкальный инструмент не получил такого названия. Фактически, валторна была разработана и преимущественно развивалась в Германии, поэтому более логично было бы называть ее «немецким рогом».

Вагнеровская туба

Предшественниками современной валторны являются охотничий рог и так называемая «натуральная валторна».

Вентильная или хроматическая, валторна была изобретена мастерами Штельцелем и Блюмелем в Силезии в 1818 году, а затем была запатентована. Через два года новый инструмент и его изобретатели достигли Парижа, где французский музыкант Пьер-Жозеф Эмиль Мейфред внес несколько улучшений в дизайн. Однако, только в 1835 году, через 15 лет после изобретения, вентильная валторна была впервые использована в оркестре. В ранних произведениях Вагнера, как натуральные, так и вентильные валторны использовались одновременно. Одно из первых крупных произведений, написанных специально для вентильной валторны с фортепиано, это Адажио и аллегро Шумана (соч. 70), созданное в 1849 году. Спустя двадцать лет после этого композиторы продолжали обращаться к натуральной валторне. Особенно это было актуально, когда нужно было создать атмосферу первозданной «лесной романтики».

Теплый и бархатный тон валторны сложно перепутать с другими медными духовыми инструментами. Однако, кроме этого, колористические возможности инструмента могут быть расширены с помощью специального приема — введения кисти руки в раструб во время игры. Это создает закрытые звуки, еще более необычные и загадочные, создавая интересный пространственный эффект удаления инструмента.

В симфонических партитурах XIX–XX веков чаще всего используются четыре валторны, причем два из них играют высокие партии, а два — низкие. В больших оркестрах количество валторн может быть расширено до шести-восьми.

Игра на вагнеровской тубе

Описание инструмента

Современная вентильная валторна имеет внушительный диапазон звучания, который охватывает 3,5 октавы, и это достигается за счет уникальной конструкции, объединяющей два предшественника инструмента — валторны in B и валторны in F. Этот современный инструмент, который теперь широко используется в оркестрах, представляет собой слияние этих двух ближайших предшественников, что позволяет ему расширить свой звуковой диапазон. Общая длина трубки валторны составляет 518 сантиметров благодаря этому слиянию.

У вентильной валторны есть три основных вентиля, которые управляют удвоенным числом вентильных трубок при помощи поворотных рычажков. Кроме того, есть четвертый дополнительный вентиль, который активируется большим пальцем и позволяет переключаться между строями F и B, а также наоборот. Этот переключатель может быть использован в любое время и в любом регистре диапазона звучания инструмента. Мундштук валторны имеет коническую форму, отличающуюся от мундштуков других медных духовых инструментов, и обладает воронкообразной конфигурацией.

Звучание, как играть, использование

  • Звучание. Туба должна звучать в соответствии со своим характером — немного инородно, мистически, не слишком кругло и не слишком баритонально. Использование немного более глубокого мундштука, как для валторны, придает тубе более подходящее звучание.
  • Артикуляция. Артикуляция должна быть ясной и быстрой, без прокатывающихся нот.
  • Ощущения во время игры. Туба всегда требует больше воздуха, чем валторна, и немного более склонна к интонационным колебаниям в фортиссимо. Однако, разница между тубой и валторной стала менее заметной.
  • Техника игры. Беглость и соединения нот на тубе такие же хорошие, как и на валторнах Энгельберта Шмида. Такие тубы настолько ловки, что могут успешно вступить в брасс-ансамбли. Звук тубы более плотный, чем у валторны, что делает ее идеальным выбором для громких ансамблей, способных смягчить доминирование труб. Квинтет медных духовых инструментов может исполнить трио для туб или расшириться до секстета с помощью второго валторниста-вагнертубиста.
  • Позиционирование рук. Левая рука держит анштос (часть раструба с механикой тубы) круговым хватом, а мундштук изогнут так, что голову не нужно поднимать вверх. Весь инструмент эргономичен и позволяет игроку смотреть на дирижера без лишних движений.
  • Направление раструба. Оптимальное направление раструба имеет больше преимуществ, чем недостатков, но в некоторых случаях, в зависимости от расположения на сцене или состава исполнителей, валторнистам придется продумать свое расположение.
  • Использование. Вагнеровская туба редко используется композиторами. Некоторые из наиболее известных музыкальных произведений, в которых принимает участие этот музыкальный инструмент, включают тетралогию «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера, симфонии Антона Брукнера № 7, 8 и 9, балет «Весна священная» Игоря Стравинского, оперы Рихарда Штрауса «Электра» и «Женщина без тени», а также его «Домашнюю симфонию» и скрипичный концерт «In tempus praesens» Софии Губайдулиной.
Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий