История музыкального инструмента Континуум, кто его придумал и когда

Континуум Электронные

Континуум – новаторский музыкальный инструмент, разработанный компанией Haken Audio. Он представляет собой невероятно гибкий и многогранный синтезатор, который позволяет музыкантам создавать уникальные звуковые текстуры и эффекты.

Континуум (Continuum Fingerboard, также известный как Haken Continuum) — электронный музыкальный контроллер, который был разработан профессором электроники и вычислительной техники университета штата Иллинойс, Липпольдом Хакеном.

Доктор Хакен представил обновленную версию своего контроллера, которая не имеет интерфейса IEEE1394, но оборудована встроенным тон-генератором для демонстрации основных функций этого инструмента. В настоящее время он активно работает над следующим обновлением прошивки, которое значительно расширит функциональность этого интерфейса.

История происхождения

История создания электронных музыкальных инструментов имеет свои корни в начале 19-го века с изобретением музыкального телеграфа. Этот инструмент использовал принципы, аналогичные обычному телеграфу, но был оснащен двухоктавной клавиатурой для воспроизведения музыкальных нот. Каждая нота соответствовала своей буквенной комбинации и использовалась, в том числе, для военных целей и шифрования сообщений.

Позже появился телармониум, который уже использовался исключительно в музыкальных целях. Этот огромный инструмент весом в 200 тонн создавал звук с помощью вращающихся генераторов постоянного тока и передавал его через рупорные громкоговорители или по телефонным линиям.

Континуум

Примерно в то же время появился уникальный музыкальный инструмент под названием choralcello, звучавший подобно небесным голосам. Он был меньше по размеру, чем телармониум, но все равно оставался крупным по современным меркам. У choralcello были две клавиатуры: одна создавала звук с помощью роторных динамо-машин и напоминала органный звук, а другая использовала электрические импульсы для активации рояльного механизма. Этот инструмент, фактически, сочетал игру на двух разных инструментах — электрооргане и пианино, и стал первым электронным музыкальным инструментом, который был доступен для массовой продажи.

В 1920 году советский инженер Лев Термен представил миру терменвокс, инструмент, который до сих пор широко используется. Основной принцип его работы заключается в воспроизведении звука путем изменения расстояния между руками исполнителя и антеннами инструмента. Вертикальная антенна контролировала высоту тона, а горизонтальная регулировала громкость. Термен также создал несколько других электронных музыкальных инструментов, включая терменгармонию, терменвиолончель, терменклавиатуру и терпсин.

В 1930-х годах XIX века был разработан еще один электронный инструмент — траутониум. Этот инструмент представлял собой ящик, напичканный лампами и проводами, и воспроизводил звук с помощью ламповых генераторов, снабженных чувствительной полосой, которая выполняла функцию резистора.

Многие из перечисленных музыкальных инструментов активно использовались в саундтреках к фильмам. Например, терменвокс использовался для передачи пугающих эффектов, космических звуков и моментов, связанных с неопознанными объектами. Этот инструмент даже мог заменить целый оркестр в некоторых сценах, что существенно экономило бюджет производства.

Сегодня терменвокс продолжает быть популярным музыкальным инструментом и используется такими музыкантами, как клавишник группы Dream Theater Джордан Рудесс и композитор Алла Ракха Рахман. Кроме того, он находит применение в съемках фильмов, таких как «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», и при создании саундтреков к компьютерным играм, таким как Diablo, World of Warcraft и StarCraft.

Устройство

Инструмент континуум представляет собой рабочую поверхность из неопрена с размерами приблизительно 19 сантиметров в высоту и 137 сантиметров в длину для полноразмерной версии или 72 сантиметра для укороченной версии. Диапазон изменения высоты звука примерно 7,8 октав для полноразмерной версии и примерно 3,8 октав для укороченной версии. Инструмент обладает временем отклика в 1,33 миллисекунды.

Сенсоры под рабочей поверхностью способны определять положение пальцев в двух измерениях и силу нажатия. Это позволяет изменять высоту звука с малым и, таким образом, производить звуки с нетемперированным строем, включая слайды и вибрато. Программное обеспечение также дает возможность «округлять» высоту звука для создания равномерно темперированного строя и других настроек в реальном времени.

Игра на континууме

Помимо высоты звука, инструмент передает два дополнительных параметра, которые зависят от силы нажатия и вертикального положения пальцев. Эти параметры могут использоваться для управления различными характеристиками синтеза звука, такими как громкость и тембр инструмента. Инструмент поддерживает как одноголосый режим, так и режим с полифонией до 16 голосов.

Управление континуумом осуществляется пальцами в трех осях: горизонтальное перемещение отвечает за высоту тона, вертикальные движения регулируют тембр, а сила нажатия определяет громкость. Этот метод управления напоминает терменвокс, но с использованием скольжения кисти по твердой поверхности. Инструмент позволяет играть несколькими пальцами, в том числе и обеими руками, что позволяет создавать несколько мелодических линий одновременно. В сравнении с MIDI-контроллерами, континуум обеспечивает более точное имитирование особенностей звучания акустических инструментов, такие как затухание нот. Характер звучания зависит от музыканта, который словно «лепит» звуки своими пальцами в реальном времени, взаимодействуя с физической средой.

Совершенствование инструмента

Усовершенствование континуума продолжается и в настоящее время. За последние десять лет Липпольд Хакен сотрудничает с композитором и звуковым дизайнером Эдмундом Иганом (Edmund Eagan) для улучшения этого инструмента. Они работают над созданием новых звуков, которые будут интегрированы в континуум. Кроме того, Иган и Хакен разработали цифровой синтезатор EaganMatrix. С его помощью музыканты могут создавать собственные звуки в программе Continuum Editor без необходимости подключения дополнительного оборудования.

Хакен также работает над дополнительными расширениями для континуума. Например, Continuum Matrix Expander увеличивает вычислительную мощность контроллера в три раза, что позволяет создавать более сложную и разнообразную музыку с многоголосием.

Недавно было объявлено о создании мини-версии континуума, с запуском краудфандинговой кампании. По предварительному заказу этот инструмент будет доступен по цене $549. В настоящее время континуум доступен в двух версиях — полноразмерной и половинной, которые стоят $5290 и $3390 соответственно.

Поклонники и их философия

Один из наиболее известных музыкантов, которых завораживает континуум, это клавишник из группы Dream Theater, Джордан Рудесс. Он утверждает, что даже прогрессив-метал контроллеру подвластен. Благодаря его способности легко настраивать произвольные музыкальные лады, инструмент также часто используется для исполнения музыки с нетрадиционной музыкальной структурой, такой как классическая индийская музыка. На традиционных инструментах, таких как гитара и фортепиано, которые настроены на стандартные европейские интервалы, исполнение микрохроматических мелодий представляется сложной задачей. Индийский композитор, Алла Ракха Рахман (Allahrakka Rahman), успешно сочетает традиционные мотивы своей родины с современными техниками игры на континууме.

Данный инструмент также широко используется композиторами для кино и видеоигр. Дерек Дюк  использовал континуум при создании саундтреков для World of Warcraft, Diablo III и StarCraft II: Wings of Liberty. Джон Уильямс также использовал «фингерборд имени Хакена» для написания музыки к фильму «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа».

За менее чем 30 лет континуум успел завоевать свое собственное сообщество поклонников. С 2016 года ежегодно в Париже проводится конференция ContinuuCon, на которой музыканты могут встретиться непосредственно с создателями континуума, узнать о последних усовершенствованиях инструмента от Липпольда Хакена и поделиться опытом друг с другом. Мероприятие обычно завершается совместным концертом.

На конференции проводятся выступления, посвященные истории инструментов с непрерывно изменяющимся высотой тона, а также обсуждаются технологии создания электронных музыкальных устройств. Подобно рабочей поверхности континуума, в сообществе нет границ, и любой участник может общаться с создателями контроллера и внести свой вклад с собственными идеями.

Для посетителей ContinuuCon континуум не просто музыкальный инструмент, это целая философия, небольшой технический и эстетический культ, который, однако, не ограничивается самим собой, а постоянно вдохновляет на новую музыку и новые инженерные решения — это непрерывное новаторство.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий