История музыкального инструмента Лазерная арфа, кто его придумал и когда

Лазерная арфа Электронные

Классическая арфа всегда ассоциируется с особыми музыкальными навыками, однако она известна своей капризностью и сложностью в обращении. Лазерная арфа, при всех своих отличиях во внешнем облике, также требует особого мастерства и умения.

Лазерная арфа была разработана в 1980 году Бернардом Шайнером и поражает своим уникальным внешним видом. Ее ярко выраженная визуальная привлекательность позволяет широко использовать ее в различных шоу и концертах.

Общее описание

Лазерная арфа — электронный музыкальный инструмент, состоящий из нескольких лазерных лучей. Особенности лазерной арфы включают в себя наличие лазерных лучей, которые музыканты должны перекрывать, создавая звук, схожий с тем, который издают струны обычной арфы при щипке. Французский композитор Жан Мишель Жарр успешно использует лазерные арфы в своих световых шоу.

Лазерная арфа

Лазеры могут варьироваться по длине и количеству, начиная с 5 и заканчивая 28, что влияет на диапазон и звуковые возможности этого инструмента. Процесс игры на лазерной арфе включает в себя перекрытие лучей руками, что напоминает прикосновение к струнам классической арфы. Именно этот процесс и послужил основой для ее названия.

Эволюция данного музыкального инструмента началась еще в 1981 году, когда на одном из концертов Жан Мишель Жарра в Китае лазерная арфа впервые была внедрена и произвела огромное впечатление на аудиторию. С того момента она стала популярной и нашла своих поклонников.

Разработка лазерной арфы началась в 1979 году, и уже через год она начала появляться на концертных сценах, вызывая интерес музыкантов, желающих узнать больше и опробовать этот необычный инструмент.

Интересно, что лазерная арфа, несмотря на свои отличия от классической арфы, представляет собой своеобразный прототип, привлекающий внимание своим внешним видом. Ее звучание также существенно отличается от звучания оригинала.

История появления

Для создания такого инструмента потребовалось значительное количество времени и усилий, в основном из-за сложностей в его интеграции с синтезатором. Процесс усовершенствования его внешнего вида также требовал постоянных корректировок.

Однако, текущий результат свидетельствует о высоком уровне преданности и тщательной работе создателя, направленной на придание инструменту максимальной красоты и эффективности.

Игра на лазерной арфе

Разновидности

Существуют два основных типа лазерных арф:

  1. Фреймовая лазерная арфа (или закрытая арфа) — замкнутая конструкция, в которой лазерные лучи направлены снизу вверх и сталкиваются с верхней границей рамки, на которой установлены фотоприемники, аналогичные тем, что используются в системах лазерной сигнализации или турникетах метро. При прерывании лазерного луча рукой фотоприемник генерирует сигнал о потере света, что вызывает специфический звук. Некоторые фреймовые арфы могут иметь форму обычных арф.
  2. Открытая лазерная арфа (иногда называемая системой с бесконечными лучами) — это обычно открытый лазерный «веер», исходящий из лазерного проектора различной конструкции. Арфа называется «открытой», так как не имеет каких-либо ограничений сбоку или сверху. В помещении лазерные лучи могут просто достигать потолка, а на открытых площадках они могут свободно направляться в небо. В таких лазерных арфах отсутствуют фотоприемники, и для их работы используются специальные сенсоры, размещенные у ног исполнителя. Эти сенсоры регистрируют световые вспышки от рук музыканта, когда он прикрывает лазерный луч своей ладонью. Данный процесс активирует вспышку на ладони музыканта. Открытые лазерные арфы подразделяются на чисто аппаратные и программно-аппаратные. Первые обрабатывают сигналы от фоточувствительных элементов с помощью микроконтроллеров, в то время как вторые используют скоростные видеокамеры (съемка более чем 60 кадров в секунду), обработка изображения с которых выполняется в реальном времени на компьютерах. Эти инструменты могут отправлять сигналы на программные или аппаратные синтезаторы, которые в конечном итоге создают звук различных музыкальных инструментов.

Первые лазерные арфы были одноцветные, часто оснащались зелеными лазерными лучами, что объяснялось особенностями восприятия человеческого зрения. Зеленый лазерный свет при одинаковой мощности проектора воспринимается намного ярче, чем, например, красный. Однако с течением времени начали появляться двухцветные и многоцветные лазерные арфы.

Двухцветную лазерную арфу разработал и создал Маурицио Карелли в 2008 году. Этот итальянский инженер, специализирующийся на программном обеспечении и электронике, представил портативную двухцветную лазерную арфу под названием «КромаЛАЗЕР КЛ-250» (KromaLASER KL-250). Она работала на слабых лазерных лучах мощностью всего 80-100 милливатт, и можно считать ее первой прототипной версией современной лазерной арфы. Впоследствии Карелли разработал окончательную и более мощную модель лазерной арфы, названную «КромаЛАЗЕР КЛ-450» (KromaLASER KL-450). Основной характеристикой этого инструмента была возможность проигрывания полной октавы с зелеными лазерами (для диатонических нот) и красными лазерами (для хроматических нот).

Во второй половине 2010 года Маурицио Карелли также разработал полноцветную версию лазерной арфы, полностью автономную модель «КромаЛАЗЕР КЛ-ПРО» (KromaLASER KL-PRO) с мощным 1-ваттным лазером. Он также представил другую версию лазерной арфы, способной управлять лазерными сканерами ИЛДА (ILDA) и использовать синий/голубой цвет для создания многоцветных лазерных эффектов, названную «КЛ-Контроль» (KL-Kontrol), прототипом которой был «КЛ-ИЛДА».

Кроме того, существуют дополнительные приставки «Prolight Laser Harp Controller» для стандартных RGB (многоцветных) лазерных проекторов. Эти проекторы используются для создания лазерных шоу на концертах, в клубах и на дискотеках. При помощи контроллера ИЛДА, управляющего лазерными лучами, и датчика, реагирующего на прерывание этих лучей руками, эти проекторы могут быть преобразованы в открытые лазерные арфы. Такая конструкция была продемонстрирована британским музыкантом Грейгом Стюартом, который добрался до полуфинала конкурса «Britain’s Got Talent» в мае 2012 года.

Производители

Лазерная арфа, являющаяся визуально захватывающим инструментом, оказывается достаточно сложной в обращении, требуя особого мастерства, что ограничивает ее популярность среди масс. На рынке существуют две известные компании, специализирующиеся на производстве лазерных арф: Laser New Tec и Prolight. Каждая из них предлагает уникальные модели с собственными особенностями и преимуществами.

Лазерная арфа от Laser New Tec оснащена компактным миди-интерфейсом, который позволяет превратить обычный лазерный проектор в инструмент для выражения творческого потенциала. При перекрытии лазерного луча датчик отправляет сигнал контроллеру, который затем управляет звуковой платой, синтезатором или другим устройством, ответственным за воспроизведение звука. Важно отметить, что проектор приобретается отдельно.

Основные преимущества данной модели включают:

  • Универсальность. Контроллер совместим с различными аудио и видео оборудованиями, а при использовании соответствующего программного обеспечения можно создавать собственные эффекты и лазерные шоу, что делает его универсальным для различных мероприятий.
  • Функциональность. Возможность одновременного использования от 8 до 12 лазерных лучей, в зависимости от воспроизводимой мелодии. Подключение поддерживается для любого проектора с разъемом ILDA.
  • Надежность. Производство и настройка включают в себя использование современных технологий и высококвалифицированных специалистов, гарантируя надежность и производительность устройства.

Prolight, с другой стороны, предлагает качественную модель «Laser Harp Controller», которая превращает обычный проектор в лазерную арфу с разноцветными лазерными лучами, придавая инструменту максимальную эффектность. Устройство может работать с синтезатором или компьютером, предоставляя пользователю гибкие настройки. Модель способна воспроизводить аудио и видеообразы, звуки и эффекты, а специальное программное обеспечение позволяет создавать собственные шоу. Устройство готово к использованию и требует только подключения к проектору.

Существует ряд преимуществ данной модели следующего характера:

  • Хотя данная модель является достаточно дорогой, она обеспечивает максимально широкий функционал.
  • Количество лазеров можно настраивать в зависимости от используемых нот в композиции.
  • Пользователь может выбирать из различных цветовых режимов, включая красные, зеленые и синие лучи, а также двухцветный режим, где красные отводятся для высоких нот, а остальные используют зеленый. Также доступен режим «Радуга», который может работать в сочетании с лазерами RGB.
  • Есть возможность менять тональность.
  • Предоставляются несколько вариантов музыкальных гамм.
  • Датчик способен распознавать одновременное перекрытие нескольких лазеров, что позволяет музыканту исполнять более сложные ритмические узоры.
  • Существует опция подключения двойной педали, упрощающей перекрытие и открытие лазеров, а также переключение между разными гаммами. Однако все эти возможности также могут регулироваться самим контроллером.
  • Наличие индикации на устройстве облегчает работу в условиях недостаточного освещения, включая темное время суток или помещения без дополнительного освещения.
  • Реализована возможность регулировки длины лазерных лучей, а сама арфа компактна и может быть незаметно установлена на сцене для более впечатляющего шоу.

Существуют и другие компании, производящие лазерные арфы, однако именно эти производители завоевали доверие профессионалов. Обе модели также могут использоваться в сочетании с пиротехникой, что позволяет создавать максимально зрелищные представления.

Где используется

Лазерная арфа представляет собой инструмент, который обычно считается весьма дорогим, и поэтому им практически не пользуются любители. Более того, приобретение мастерства в игре на этом инструменте представляет собой сложную задачу, и начинающие музыканты редко решаются на такой шаг. Этот тип арфы не используется для исполнения классической музыки и находит свое применение в современной музыке.

Лазерная арфа широко используется в качестве музыкального сопровождения в разных стилях и направлениях. Некоторые музыканты прибегают к ней исключительно из-за ее впечатляющего внешнего вида. Один из известных музыкантов, Жан Мишель Жарр, проявил мастерство в обращении с этим инструментом и умело увлек публику масштабными выступлениями, где лазерная арфа играла важную роль.

Преимущества инструмента

Что касается преимуществ данного музыкального инструмента, стоит отметить, что он не представляет угрозы для пальцев музыканта, как это бывает, например, при игре на струнных инструментах, где пальцы подвергаются постоянной нагрузке. Этот инструмент разработан специально для современной музыки и не имеет аналогов среди классических арф. Он может создать уникальное впечатление, особенно в вечернее время, когда лазеры могут создавать красочные эффекты, а движения музыканта, перекрывающие лучи, обладают впечатляющим визуальным эффектом.

В течение дневных концертов, лазерная арфа не обеспечивает такого же впечатляющего и завораживающего вида, но как только наступает темнота, ее лазеры способны удивить даже опытных меломанов. Данный факт напоминает нам, что визуальное восприятие играет важную роль в музыке, так как внешний вид инструмента влияет на наше музыкальное восприятие.

Благодаря лазерной арфе можно создавать множество современных композиций, которые могут быть использованы в различных жанрах музыки, включая электронную музыку, современный рок, панк-рок, поп-музыку и хип-хоп. Это удобно, так как инструмент способен иметь разные звучания, в зависимости от подключенного синтезатора.

Как сделать самому

Создание лазерной арфы своими руками возможно, но потребует много усилий, времени и специализированных материалов. Необходимо настроить лазеры так, чтобы они могли отражаться от специальных зеркал и реагировать на преграду руки, воспроизводя при этом звук.

Для создания такого инструмента потребуются следующие компоненты: синтезатор, блок питания, механизм работы (включая датчики, лампы и зеркала), датчики движения и отражающие лампы. Все эти элементы должны быть правильно собраны и прикреплены, чтобы обеспечить качественный внешний вид конструкции.

Очень важно обратить внимание на правильное подключение датчиков движения к синтезатору, так как без этого аспекта лазерная арфа не сможет нормально функционировать.

Для изготовления инструмента в домашних условиях необходимо иметь знание об особенностях электронной музыки и понимание работы синтезатора. Лазерная арфа — сложный инструмент, который способен завораживать своим внешним видом.

Большую часть впечатления от лазерной арфы создает ее визуальное восприятие, и для того чтобы виртуозно играть на ней, требуется определенное мастерство. Арфа, вообще-то, достаточно сложный инструмент, и игра на ней требует высокой степени музыкального мастерства. Однако, такой вид музыкального сопровождения предоставляет уникальные возможности для создания точных и красочных звуковых композиций.

На данный момент лазерная арфа не так популярна, как классические музыкальные инструменты, так как многие музыканты предпочитают использовать их, учитывая их красоту и высокое качество звука.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий