История музыкального инструмента Гиджак, кто его придумал и когда

Гиджак Струнные

Гиджак — струнный смычковый музыкальный инструмент, который широко используется у различных народов, включая таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков (гыржак) и уйгуров.

История появления

По легенде, данный музыкальный инструмент был создан великим ученым и врачом Абу Али ибн Сина, а также поэтом Хусравом. В своей конструкции гиджак схож с кеманчой, которая также популярен в Азербайджане, Армении и Иране. Инструмент имеет шарообразное деревянное тело, которое обычно собирают из отдельных сегментов или вырезают из дерева, иногда используют тыкву или кокос.

Исторически, гиджак был связан с известным ученым Абу Али ибн Сина, который не только создал этот инструмент, но и сделал важный вклад в музыкальное развитие своего времени. Он разработал новую науку — инструментоведение, и подробно изучил все музыкальные инструменты того времени, создав классификацию.

Гиджак

Гиджак играет значительную роль в народной музыке, исполняя разнообразные мелодии, песни, инструментальные композиции и макомы — особый жанр с вокально-инструментальной циклической мелодической структурой. Данный инструмент также включается в состав национальных инструментальных оркестров узбекской музыкальной культуры.

Конструкция инструмента

Корпус гиджака обычно имеет сферическую форму и традиционно изготавливается из особых сортов тыквы, дерева или других подходящих материалов, таких как большие кокосовые орехи, которые затем покрывают кожей. Размеры гиджака могут варьироваться и зависят от материала, используемого для его изготовления.

Современный гиджак обычно имеет четыре струны, хотя в историческом контексте количество струн могло быть переменным, чаще всего встречались трехструнные варианты. В прошлом струны гиджака были сделаны из шелка, но сегодня они чаще изготавливаются из металла.

Строй трехструнного гиджака чаще всего квартовый и обычно настроен на ноты es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы). Диапазон инструмента покрывает около полутора октав.

Исторический контекст связывает изобретение гиджака с великим персидским ученым, врачом и философом Авиценной, также известным как Абу Али ибн Сина. Ему приписывается создание этого инструмента, и он также сделал значительный вклад в развитие области инструментоведения, описав практически все известные на тот момент музыкальные инструменты и разработав подробную классификацию их типов.

Как играть

Считается, что название данного музыкального инструмента происходит от туркменского слова «гыджамак,» что переводится, как «скрипеть.» Звук извлекается из гиджака с помощью короткого смычка, который проходит над струной, сделанной из конской гривы или хвоста. Натяжение этой струны регулируется пальцами.

При обучении игре на гиджаке важно помнить, что инструмент должен быть вертикально размещен. Его «ножку» располагают так, чтобы она либо касалась пола, либо опиралась о колено. Звук извлекается при помощи небольшого смычка, который напоминает форму лука. Струна, изготовленная из конской гривы, натягивается на деревянную основу. Если у вас нет специального смычка для гиджака, можно использовать смычок от скрипки. Важно держать инструмент ровно и не наклонять в сторону, при этом регулируя направление.

Игра на гиджаке

Гиджак может быть использован как для сольных выступлений, так и для ярких музыкальных пассажей в сочетании с другими инструментами. Опытные мастера способны извлекать яркие мелодии из гиджака, охватывая диапазон около полутора октав, а также исполнять легкую народную музыку.

Диапазон инструмента ограничивается примерно полтора октавами, и его строй обычно квартовый с нотами mi-бемоль, la-бемоль первой октавы и re-бемоль второй октавы. Простыми словами, звук гиджака может описаться как немного приглушенный и скрипучий. По легенде, название «гыжамак» происходит именно из-за скрипучего звука инструмента.

В профессиональной и, в некоторой степени, народной музыкальной практике все больше внедряются усовершенствованные варианты гиджака и его модификации, такие как альт, бас и контрабас, созданные А. И. Петросянцем и С. Е. Диденко в 1940-х годах. Эти инструменты имеют шейку с плоским грифом, что позволяет играть в более высоких позициях, их меры соответствуют мерам скрипичных инструментов.

Гиджак и его разновидности составляют важную часть узбекского национального оркестра. В музыкальных учебных заведениях Узбекистана, Таджикистана, Туркмении существуют классы по игре на гиджаке. Этот инструмент действительно уникален и, в руках опытных мастеров, он способен издавать великолепные звуки, которые заставляют многих людей танцевать.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий