История музыкального инструмента Варган, кто его придумал и когда

Варган Язычковые

Варган — музыкальный инструмент, состоящий из металлической рамки, один из концов которой имеет форму кольца, а в узком проеме располагается гибкий язычок, который способен вибрировать. Игра на варгане может показаться далекой и экзотической. Однако, можно удивиться, узнав, что этот инструмент давно стал неотъемлемой частью музыкальной культуры многих народов по всему миру.

История происхождения

История происхождения варгана связана с его давними корнями. Этот музыкальный инструмент изначально появился в Юго-Восточной Азии и Океании. Один из самых древних экземпляров варгана был обнаружен в Центральной Монголии во время раскопок на стоянке народа хунну. Этот металлический артефакт, считающийся археологическим памятником, был изготовлен между III веком до нашей эры и I веком нашей эры. Самое раннее изображение варгана было найдено на китайском рисунке III века до нашей эры.

Варган устанавливают у рта, используя ротовую полость, глотку и носовую полость как резонатор, чтобы усилить звук. Путем управления артикуляционными движениями и дыханием музыкант может изменять тембр варгана, усиливая различные обертоны в его звучании, при этом основной тон остается постоянным.

Варган

Варган — музыкальный инструмент, который имеет давние корни и претерпел эволюцию в своей истории. В начале своего существования варган изготавливали из бамбука или тростника, они были популярны на островах Океании. В этих деревянных варганах язычок иногда приводили в движение не пальцем, а ниткой. Однако, большинство древних деревянных образцов не сохранились, а с течением времени металлические варганы стали более распространенными.

Некоторые из самых древних экземпляров варгана были обнаружены в Симао, Китай, и считается, что они являются самыми ранними образцами этого инструмента. Впрочем, граница между деревянными и металлическими варганами не всегда четко определена. Музыковед Курт Сакс предполагает, что переход от бамбука к металлу произошел в Северной Индии.

Варган распространился по всей Европе благодаря торговым путям, и он стал известен в европейских странах в начале второго тысячелетия. И хотя считалось, что на варгане играли даже древние римляне, эти предположения позже были опровергнуты. В английском языке иногда варган называют «еврейской арфой», хотя инструмент не имеет ничего общего с арфой или еврейской музыкальной культурой.

Варган стал частью шведской музыкальной культуры и использовался в различных сферах жизни. На нем играли батраки, угольщики и лесорубы, чтобы развлечь себя и других во времени отдыха. В 13-14 веках варган стал широко распространенным по всей Европе и находился среди других популярных музыкальных инструментов того времени.

Варган, музыкальный инструмент с древней историей, нашел свое место в музыкальной культуре многих стран, включая Австрию и Венгрию в Европе. Город Молльн в Верхней Австрии стал центром производства варганов, существовавшим с 1679 по 1938 год, и здесь работали мастерские, ежегодно выпускающие огромное количество варганов и поставлявшие их в разные страны мира. С 2012 года игра на варгане признана нематериальным культурным наследием Австрии.

В истории варгана был период экспериментов в конце 18-го и начале 19-го века, когда виртуозные музыканты создавали инструменты, такие как «Аура» Иоганна Генриха Шейблера, который имел до десяти варганов, каждый из которых настраивался на разные основные тона, что позволяло играть даже хроматические последовательности. Варган также распространился в Латинской Америке, Северной Америке и Центральной Африке во времена колонизации и стал популярным народным инструментом во многих из этих стран.

Название варгана в разных мировых языках насчитывает более тысячи позиций, и их количество постоянно увеличивается в связи с глобализацией. Варган можно услышать в композициях разных музыкантов, таких как The Who, Neil Young, The Beach Boys, Eric Clapton, Billy Joel, The Beatles, Black Sabbath и Red Hot Chili Peppers, что подчеркивает его значимость в мировой музыкальной культуре.

Варган в России

Считается, что славянские племена впервые познакомились с варганом благодаря своим европейским соседям. Один из самых древних славянских варганов, датируемый XII веком, был обнаружен в городе Друцк в Белоруссии, как описано в книге И.Д. Назиной «Белорусские народные музыкальные инструменты».

Разнообразные древние варганы были найдены в Великом Новгороде, где археологи обнаружили тринадцать таких предметов, некоторые из которых имели западноевропейские корни. Сперва эти находки были ошибочно приняты за пряжки или броши, но затем установили, что это действительно музыкальные инструменты. Варганы также были обнаружены в Ярославской и Псковской областях.

Существует определение варгана из Словаря Академии Российской 1789 года. Слово «варган» может показаться устаревшим, но от него произошло устойчивое выражение «сварганить», что означает сделать что-то мимоходом или недостаточно качественно. В XIX веке гармошка почти полностью вытеснила варган в русской музыкальной культуре, став более популярным инструментом.

Давайте рассмотрим самые древние варганы, найденные на территории РФ. В январе 2018 года журнал «Smithsonian» опубликовал статью о варганах, возраст которых составляет около 1700 лет и которые были обнаружены в ходе раскопок на археологических памятниках Чултуков Лог и Черемшанка. Среди них были три незавершенных инструмента и два полностью готовых к игре. Профессор Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук, Андрей Бородовский, рассказал представителю журнала National Geographic, что один из варганов продемонстрировал отличное качество звука, аналогичный звуку, который можно получить при использовании флажолета на струнных смычковых и щипковых инструментах. Эти старинные инструменты были изготовлены из расколотых ребер коровы или лошади.

На территории бывшего СССР существовало немного народов, которые не были знакомы с варганом. В последний раз варганиста видели в Новгородской губернии в 1903 году. В отношении Азии, часто утверждается, что при Сталине варган был запрещен, как пережиток прошлого. Однако, это скорее было связано не с самим инструментом, а с его использованием в шаманских ритуалах. В то время активно противодействовали шаманам и другим религиозным культам, провозглашая атеизм. Тем не менее, азиатская школа игры на варгане все равно продолжила существовать. Популяризация варгана как народного инструмента в СССР началась после создания экспериментального ансамбля под руководством Дмитрия Покровского в 1973 году. В этом ансамбле мастерски играл в русском стиле Александр Данилов.

С 30 ноября 1990 года в Якутске открылся Музей и Центр хомуса народов мира (хомус — якутское название варгана). За тридцать лет работы в музей поступили 1700 хомусов от представителей 57 народов мира. Один из его залов посвящен коллекции американского ученого Фредерика Крейна, подаренной музею. Первый зал экспозиции посвящен истории якутского инструмента, а затем посетители знакомятся с различными разновидностями варгана (хомуса) из разных стран. Экскурсия по музею завершается залом, где рассказывается о роли варгана в современной мировой культуре.

Общая информация

Варган — музыкальный инструмент, работающий на принципе колебания язычка, который свободно двигается внутри рамки. Чтобы привести язычок в движение, музыкант может использовать, либо свой палец, либо потянуть за нитку. Инструмент держится у рта, а для усиления звука используются, как ротовая полость, так и полость носа, а иногда даже нижние дыхательные пути. Анатомия человеческого аппарата для артикуляции и дыхания способствует изменению тембра варгана, что позволяет усилить обертоны в его звучании.

Игра на варгане

Существует огромное разнообразие форм и видов варгана, и они создаются в разных уголках планеты: от Полинезии до Азии, от Штатов до Европы, и даже в России. Варган также известен в Африке и на Ближнем Востоке, хотя в этих регионах он был завезен колонизаторами и не является традиционным инструментом. Если собрать все вариации названий для варгана, то их окажется около тысячи.

Интересно, что в английском языке варган иногда называют «еврейской арфой», и это единственное упоминание о связи инструмента с какой-либо нацией. В некоторых скандинавских странах также используется слово «арфа» в наименовании варгана, например, «munnharpa» в Норвегии и Финляндии.

Для более точного изучения истории данного инструмента требуются археологические находки. Хотя в мировых музыкальных коллекциях существует достаточное количество варганов, подлинная история инструмента остается не вполне ясной. Пластинчатые варганы редко находят, частично из-за климатических условий и неудачного материала для долгого хранения. Тем не менее, когда они находятся, чаще всего это инструменты, которые можно отнести к эпохе Христа или даже имеют возраст более 4 тысяч лет.

Дугообразные варганы чаще находят, но обычно остается только дуга, так как она лучше сохраняется по сравнению с другими частями инструмента. Важно отметить, что без язычка варган становится практически бесполезным для игры, но как артефакт он всегда остается важным объектом исследования.

Согласно современным исследованиям, Азия вероятно является родиной варгана, в то время как его появление в Европе датируется XIII веком. Этот инструмент был внедрен в Европу в уже полностью разработанном виде, что свидетельствует о его древности. Вероятно, варган распространялся по миру через торговлю и обмен.

Характеристики

Варган может быть оценен по его потенциалу, который включает в себя различные характеристики, влияющие на его звучание. Среди них ширина диапазона обертонов, продолжительность звучания, громкость, сила вибраций во время игры, удобство удержания и постановки на зубы. Варган с большим потенциалом способен создавать яркий и насыщенный звук, обеспечивая при этом комфорт и приятные ощущения во время исполнения.

  • Размер. Варганы бывают как маленькие, так и большие. Маленькие инструменты больше подходят для музыкантов с небольшими ртом и руками, их звук обычно более высокий и менее продолжительный. Крупные варганы имеют более низкий и длительный звук, их удобно играть людям с крупными руками и губами.
  • Жесткость язычка. Степень жесткости язычка варгана влияет на высоту тона и четкость звука. Мягкий язычок легче управлять и создает низкий, плавный и негромкий звук, что подходит для медленных мелодий и релаксации. Варганы с более жестким язычком обеспечивают яркий и четкий звук, что идеально подходит для ритмичных мелодий.
  • Длина язычка. Длинный язычок позволяет производить протяжные звуки с множеством низких обертонов, что подходит для медленных мелодий и медитации. Однако при игре в быстром темпе длинный язычок может потерять управляемость. Короткий язычок предоставляет больше высоких обертонов и позволяет инструменту звучать ярко и звонко при исполнении быстрых мелодий.
  • Размеры колена и кольца. Размер большого колена варгана, так же как и длина язычка, способствуют медленной игре и доминированию низких обертонов. Рекомендуется новичкам выбирать варган с большим кольцом на язычке, так как он более удобен и помогает развивать точность и технику игры. В то время как слишком короткое колено может быть неудобным при игре, так как при попытке задеть за щеку, становится сложно попасть в кольцо. Однако короткие колена создают более яркий звук и лучше подходят для быстрого исполнения. Также можно встретить варганы с очень маленьким кольцом или вовсе без него, что делает звук более высоким, но требует особой техники игры.
  • Материал. Материал, из которого изготовлен варган, оказывает влияние на ощущения при игре и тембр инструмента. Варганы могут быть сделаны из металла, например, стали, латуни, меди, или дерева, камня, кости, оргстекла и других материалов. Деревянные варганы имеют более мягкий и теплый звук по сравнению с металлическими. Стальные варганы создают яркий, четкий и громкий звук, богатый высокими обертонами. Кованные варганы, как правило, обладают наиболее ярким и насыщенным звуком, но могут иметь более высокую вибрацию. Медные варганы звучат более нежно, мягко и тихо, обеспечивая приятные тактильные ощущения при игре.
  • Тоновый диапазон. Тоновый диапазон варгана определяется его конструкцией, включая длину и размеры язычка, геометрию деки и качество рамы. В целом, варганы с большим и жестким язычком имеют более широкий тоновый диапазон по сравнению с варганами, у которых язычок короткий и мягкий.
  • Звук. Звучание варгана формируется путем комбинирования вибраций язычка, корпуса и полости рта. Звуковой спектр варгана состоит из различных обертонов, которые изменяются путем регулировки объема полости рта и положения языка. Следовательно, звук варгана в значительной степени зависит от артикуляционных навыков исполнителя.

По высоте звучания, варганы можно классифицировать следующим образом:

  • Очень низкий (супербас).
  • Средний низкий.
  • Средний.
  • Низкая середина.
  • Высокая середина.
  • Высокий.
  • Очень высокий.

Высокие варганы отличаются ясными нотами и удобством в исполнении мелодий. «Средние» варганы представляют собой более универсальный вариант, их хорошо использовать для ритмических композиций. Низкие варганы идеально подходят для создания ритмических паттернов и медитативных мелодий, а также они задают общий ритм и фон музыке.

Обзор видов

Что касается разновидностей варгана, его конструкция в целом довольно проста, она включает неподвижную основу, в которой свободно колеблется язычок. Конструкция варгана может быть, как цельной, так и составной. Давайте рассмотрим различные типы данного музыкального инструмента:

  • Дугообразные варганы изготавливаются путем ковки металлического прута, при этом стальной язычок фиксируется по центру инструмента и имеет крючок на конце. Дугообразный вариант считается более современным и, как правило, изготавливается из металла. Его форма чем-то напоминает лиру, и для достижения громкого и выразительного звука его необходимо крепко прижимать к зубам. Резонансом в данном случае служит вся черепная коробка человека. Древние экземпляры варганов, возрастом 700-900 лет, имеют форму, напоминающую заколку, в них дуга практически не выражена. Такие варганы были найдены, в частности, в Швеции и Японии. Вероятно, изначально форма дуги не была так очевидной, и акцент на этой характеристике появился позже.
  • Пластинчатые варганы, также известные как рамочные, обычно изготавливаются из дерева, но также существуют варианты из бамбука, кости и металла. Этот тип инструмента включает пластину с язычком, прорезанным посередине. Пластинчатый варган является частью эволюции музыкальной щепки и относится к категории идиофонов, поскольку язычок соединен с корпусом. Для его игры музыкант должен прижимать инструмент к губам, а затем двигать язычком с помощью пальцев или нитки. Пластинчатые варганы обычно считаются более хрупкими и имеют несколько более приглушенное звучание.

В связи с широкой популярностью варгана по всему миру, можно выделить множество его разновидностей, свойственных определенным этническим группам или географическим регионам. Давайте рассмотрим некоторые из них:

  • Якутский хомус — традиционно создается из кованой стали, отличается большим размером язычка, что придает ему громкое и продолжительное звучание с особым тембральным окрасом, напоминающим треск.
  • Алтайский комус — небольшой инструмент с легким язычком и овальной петлей рамки.
  • Немецкий маультроммель — большой варган с низким и мощным звучанием.
  • Вьетнамский Дан Мои — пластинчатый варган, который прижимается не к зубам, а к губам, и обладает мягким, долгим и высоким звуком.
  • Непальская мурчунга имеет удлиненный язычок, направленный в обратную сторону, что придает инструменту неповторимое и удивительное звучание.
  • Гопуз — туркменский варган.
  • Кубыз — башкирский и татарский варган.
  • Ооз-комуз — киргизский варган.
  • Пармупилль — эстонский варган.
  • Чанковуз — каракалпакский и узбекский варган.
  • Шанкобыз — казахский варган.

Также стоит отметить наличие двуязычковых, трехязычковых, электронных многоканальных и других усовершенствованных варганов, которые были созданы музыкантами в стремлении улучшить звучание своего инструмента.

Популярные мастера и модели

Давайте рассмотрим несколько известных моделей варганов от именитых мастеров:

  • Инструменты Глазырина. Изделия этого производителя отличаются высокой громкостью и чувствительностью. Хотя их акустические характеристики могут не быть самыми выдающимися (хотя далеко не плохими), инструменты этой марки являются самыми распространенными в мире варганов. Модель «Фантом» и «Сверчок» являются одними из наиболее популярных в их ассортименте.
  • Варганы Поткина. Данная марка занимает лидирующее положение среди алтайских мастеров и известна своими инструментами высокого качества и надежности.
  • Варганы Дубровского. Мастер из Хабаровска специализируется на производстве басовых варганов, которые выглядят очень необычно. Эти инструменты имеют низкий и глубокий звук с насыщенным, но нейтральным тембром. Они идеально подходят для любителей низкочастотных звуков.
  • Инструменты Пыжова. Модель «Лидер 85» представляет собой сбалансированный и аккуратный варган с равномерным тембром. Он является отличным выбором для начинающих музыкантов.
  • Инструменты Коваценко. Их изделия имеют жесткий и массивный корпус из стали, обладают богатым и продолжительным звуком, способным звучать как глубоко, так и высоко. Они имеют классическую форму и подходят для разных стилей игры.
  • Варганы Волгутова. Модель «Ведун» отличается великолепным качеством, громким звуком и интересным дизайном.
  • Инструменты Масько. Эти варганы являются красивыми и доступными по цене. Они создаются из бронзы и нержавеющей стали и обладают дизайнерским видом.
  • Варганы Казанцева-Минакова. Алтайские мастера создают инструменты, которые по форме и размерам напоминают изделия Поткина, но имеют свои особенности, такие как ровные внутренние деки и полированная поверхность.

Аксессуары

Футляры и чехлы являются неотъемлемым аксесуаром для варгана, аналогично второй коже, обеспечивая не только бережное хранение инструмента, но и завершая его внешний вид. Наибольшей популярностью пользуются кожаные варианты, которые обеспечивают надежную защиту язычка. Эти чехлы доступны в различных цветах, но наиболее распространены натуральные оттенки, такие как коричневый, рыже-коричневый, бежевый и песочный. Резные чехлы представляют собой еще более аутентичный вариант и добавляют инструменту особый характер.

Мастера также предлагают услуги по изготовлению чехлов и футляров по индивидуальным заказам, основанным на авторских рисунках или конкретных пожеланиях клиентов.

Звучание

Что касается звука, варган относится к категории самозвучащих язычковых музыкальных инструментов. Его звучание характеризуется приятной для слуха бархатной особенностью, с металлическим оттенком, который способствует успокоению и размышлениям. Прекрасные звуки и обертоны, иногда дополняемые горловым пением, создают невероятное волшебство, которое захватывает воображение и отводит от повседневных забот.

Извлечение звуков из варгана довольно простое. Основу инструмента необходимо плотно прижать к зубам или губам, оставив небольшой зазор для свободного движения язычка варгана, который при игре нужно оттягивать. Ротовая полость служит резонатором, и изменение ее контура позволяет достичь разнообразных тембральных характеристик звука инструмента. Техника игры на варгане приходит с опытом и тренировками, и профессионалы используют различные методы, включая губные, языковые, глоточные и гортанные приемы, задействуя дыхательные пути, легкие и даже диафрагму.

Давайте рассмотрим основные аспекты звучания варгана:

  • Высота. Каждый варган обладает своей базовой частотой, при которой колеблется язычок, что соответствует низкой высоте звука – наименьшей для этого инструмента. Когда частота совпадает с определенной нотой, можно считать, что инструмент настроен.
  • Тембр. Звучание варгана определяется его набором обертонов. Инструменты могут быть либо трескучими, либо гладкими. Первые звучат необычно и могут потребовать от музыканта особой ловкости. В то время как игра на гладких варганах требует мастерства.
  • Жесткость язычка. Это свойство влияет на ощущения при игре и тактильные характеристики инструмента.
  • Механика. Механические характеристики варгана определяют его способность сохранять чистоту звука при разных ударах по язычку и различной направленности силы ударов.
  • Чувствительность. Громкость звука может варьироваться даже при одинаковой силе ударов по язычку. Чувствительность указывает на отношение громкости к усилиям, которые необходимо приложить для получения звука.
  • Громкость. Звучание варгана ассоциируется с его тембром и чувствительностью. Если вы играете варган только для себя, громкость может быть не так важна.

Варганная музыка часто используется для медитации, так как ее звучание глубокое, пронзительное и способствует релаксации. И в этом заключается ценность инструмента, даже если вы не выступаете на публике, он может быть психотерапевтическим средством для самого вас, помогая сосредотачиваться и настраиваться на внутренний мир.

Как выбрать

При выборе варгана важно определить его цель. Если это просто для удовольствия, знакомства с инструментом и личных интересов, можно выбрать бюджетный вариант. Это поможет вам понять, подходит ли вам игра на варгане. Если же вы планируете играть на инструменте чаще и у вас возрастут требования к нему, то можно рассмотреть более качественные и дорогие варианты. Важно не сразу делать большие вложения, а сначала понаблюдать, как сложатся ваши отношения с инструментом.

Еще один правильный вариант – обратиться к профессионалам. Если они обучают игре на варгане, они также могут дать вам ценные советы при выборе инструмента. Они учтут ваш стиль игры, темперамент и личные особенности, которые также важны при выборе варгана.

Как научиться играть

Вы можете использовать различные методы для изучения варгана, включая самоучители, видеоуроки и схемы-раскладки. Однако не стоит торопиться и стремиться освоить инструмент слишком быстро, так как игра на варгане — это медитативный процесс. Сначала вам следует просто привыкнуть к нему, оценить его особенности и попробовать играть в разных состояниях и в разное время суток.

Если в начале вам может показаться, что варган не самый удобный инструмент для удержания, не стоит сразу же отказываться от него и искать другой. Почти каждый инструмент вызывает подобные первоначальные ощущения, и к нему нужно просто привыкнуть.

Важно понимать, что звук — это не единственное, на что стоит обращать внимание. Важнее всего способ извлечения звука и усилия при игре.

Не стоит просить близких оценивать ваш первый опыт игры или как звучит инструмент. Варган больше предназначен для игры, чем для прослушивания. Он служит в первую очередь вам, как музыканту. Играя на варгане, вы можете почувствовать все звуки, как гласные и согласные, и экспериментировать с движениями вашего горла и гортани. Это отличное поле для экспериментов и изучения возможностей вашего организма.

Обратите внимание на каждое движение и оцените результат, попробуйте разные подходы. Для музыкантов с холерическим темпераментом это может быть вызовом. Играя на варгане в разных местах, вы заметите, как звук меняет свои характеристики. Например, стоя посреди помещения, звук будет звучать одинаково, но если вы встанете у окна или у стены, звук приобретет новые оттенки. Исследование варгана в этом аспекте может быть увлекательным.

Особенность варгана заключается в том, что для его освоения даже не требуется знание нот. Этот инструмент считается специфическим, и его можно освоить даже без музыкального слуха.

Приведем несколько советов от специалистов для тех, кто берет варган в руки впервые:

  1. Положите округлую часть инструмента на указательный и средний пальцы. Фиксация происходит большим пальцем в точке, где крепится язычок. Важно обеспечить плотное прижатие двух направляющих частей инструмента к зубам, чтобы язычок при игре не сталкивался с препятствиями.
  2. Прижмите инструмент к зубам, отведите язычок и быстро отпустите его. Таким образом, вы сможете услышать звук варгана. Старайтесь извлекать разнообразные звуки из инструмента.
  3. Экспериментируйте с движением языка, прижимайте его к небу с разной силой и делайте легкие касания. Можете перемещать язык из стороны в сторону или даже попробовать засунуть его в горло.
  4. Попробуйте закрыть горло, имитируя воду во рту. Затем играйте на вдохе и выдохе. После удара по язычку вдохните глубоко, таким образом, вибрирующий звук может продолжаться до минуты.
  5. Если в процессе игры вы издаете звуки горлом, вы можете попробовать горловое пение. Попробуйте объединить два звука.

Основные принципы обучения игре на варгане включают в себя импровизацию, поиск и настойчивость.

Исполнители

Научиться извлекать звуки на варгане можно за несколько минут, но для достижения виртуозного уровня мастерства требуется много тренировок. Варган — это инструмент, который можно освоить даже без знания нот.

Виртуозные варганисты, такие как Иван Алексеев, Антон Брюэн, Роберт Загретдинов, Тран Кван Хай, Римма Мадварова, Лука Турнин, внесли значительный вклад в развитие мастерства игры на этом инструменте. Сегодня существует много талантливых варганистов, каждый из которых имеет свой уникальный стиль исполнения и способы экспериментирования с этим инструментом.

Интересные факты

Приведем несколько интересных фактов о варгане:

  • Варган — это инструмент, который получил широкое распространение по всему миру, и у него есть разные названия в разных регионах. Существует сотни названий для этого инструмента, такие как Абафив, Агач-кубыз, Акиз тамбураси, Анконч, и многие другие.
  • Название «варган» происходит от старославянского слова «варга», что означает «рот» или «уста».
  • На Алтае женщины используют специальный прием игры на варгане, при котором они извлекают звуки только языком, без помощи рук. Этот способ игры используется при дойке коров, так как звуки варгана стимулируют коров на большее выделение молока.
  • В прошлом варган активно использовался членами сицилийской мафии для передачи шифрованных сигналов.
  • Мастера варганной музыки считают, что перед началом игры на новом инструменте необходимо с ним «соединиться» и передать ему свою энергию. Для этого инструмент носится как кулон на шее или хранится в кармане, и никогда не передается другому человеку. Только в этом случае инструмент будет звучать легко и приносить удовольствие игроку.
  • Самый большой музей варгана (хомуса) и Международный центр находятся в городе Якутске, столице Республики Саха. В музее собрано около 9 тысяч экспонатов из разных стран мира.
  • Ранее варганы на Алтае и в Сибири изготавливали только кузнецы, которые были родственниками шаманов.
  • Якутский хомус отправился на космическую орбиту в декабре 2011 года и провел более 190 суток вместе с экипажем космического корабля «Союз».
  • Первый Международный фестиваль варганной музыки был организован в городе Айова-Сити, США, в 1984 году.
  • Седьмой Международный фестиваль варгана (хомуса), который прошел в Якутске в 2011 году, был признан рекордом Гиннеса из-за участия 1344 исполнителей на варгане.
  • В период правления И.Сталина в СССР варган (хомус) был запрещен как инструмент шаманов и колдунов, которые подвергались репрессиям.
  • В США варган иногда называют «еврейской арфой», но точное объяснение этого странного названия американцы дать не могут.
  • Электронный варган был создан известным варганистом Р. Загретдиновым в 1991 году.
Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий