Астурийская гайта — традиционная волынка, которая играет важную роль в культуре Астурии, Кантабрии, а также в некоторых районах Галисии и Леона. Этот духовой инструмент принадлежит к семейству язычковых инструментов с двойной тростью. В Кантабрии его иногда называют астуро-кантабрийской гайтой или просто кантабрийской гайтой.
История появления
История гайты Астурии уходит корнями в XIII век, когда на капительнице церкви Санта-Мария-де-Вильявисьоса был изображен волынщик. Еще одним свидетельством его существования является изображение кролика, играющего на гайте в тексте XIV века «Llibru la regla colorada». Кроме того, раннее вырезанное из дерева изображение дикого кабана, играющего на свирели, можно увидеть в кафедральном соборе города Овьедо.
Хотя волынка обычно ассоциируется с кельтской традицией, как в Шотландии и других странах, она также характерна для многих европейских культур, а также для Северной Африки, Среднего Востока и Индии. В Испании и Португалии гайта популярна в провинциях Каталония, Майорка, Леон, Арагон, Уэска, Самора и Трас-уш-Монтеш. Гайта является неотъемлемой частью североиспанской фольклорной традиции и имеет особое значение в сравнении с другими регионами. Термин «гайта» применяется к различным волынкам в нескольких регионах Испании и Португалии.
Гайта – традиционная волынка, играющая важную роль в музыкальной культуре Галисии и Астурии. Этот инструмент был широко распространен в 15-16 веках, затем потерял популярность, но вновь возродился в 19 веке. В начале 20 века интерес к нему снизился, но в 1970-е годы произошло возвращение интереса к гайте и галисийской народной музыке в целом, частично благодаря смерти диктатора Франсиско Франко, который подавлял местное национальное сознание.
В пик популярности гайты, вероятно, пришелся на 1990-е годы, когда вышли значимые альбомы испанских музыкантов, таких как Карлос Нуньес (A Irmandade Das Estrelas) и Эвиа (Hevia) (Tierra De Nadie). Например, альбом Tierra De Nadie был продан тиражом более 1 миллиона экземпляров, что превзошло любой другой испанский релиз в истории страны.
В 19 веке в Астурии была открыта школа гайты, основанная Хосе Ремисом Вега. Среди известных музыкантов того времени был легендарный Рамон Гарсиа Туэро. В 20 веке появились такие талантливые исполнители, как Хосе Ремис Овайе, сын Веги, и Хосе Антонио Гарсиа Суарес. Одним из самых известных астурийских гайтеров является Эвиа. Также в современной музыкальной сцене активно используют гайту такие группы, как Мийадойро, Техедор, Луар на Лубре, Йян де Кубель, Os Cempes и Хуаку Амиева.
Традиционно гайта астурийская имела только две дудки: певчую и трутневую, аналогично гайте галисийской. Обычно певчая дудка настраивалась на C5 (на октаву выше среднего C на фортепиано). Дрон был настроен на тот же тональный центр, но на две октавы ниже. Однако, современные гайты астурийского типа включают в себя более широкий набор дудок и типов, от A до E♭. Кроме того, усовершенствование конструкции позволило играть на гораздо более высоко и извлекать хроматические ноты, делая инструмент почти полностью хроматическим. Количество дополнительных отверстий также увеличилось, а некоторые варианты гайты обогатились клавишами для расширения диапазона и музыкальных возможностей.
Описание инструмента
Астурийская гайта состоит из четырех основных компонентов, расположение и количество которых может варьироваться в зависимости от конкретного инструмента:
- Соплете (астур. soplete). Трубка, через которую музыкант вдувает воздух в гайту. Она оснащена односторонним клапаном, который блокирует воздух при нажатии на меха.
- Пунтеру (астур. punteru). Мелодическая трубка конической формы, которая работает с двойной тростью, называемой пайюэла.
- Ронкон (астур. roncón). Резонансная труба, настроенная на две октавы ниже основного тона пунтеру. Она состоит из трех частей: примы, терции и копы. Вибрацию создает язычок, изначально изготовленный из тростника, но в настоящее время чаще всего из синтетических волокон или металла. Язычок известен, как пайон.
- Фуэлье (астур. fuelle). Мешок, который сохраняет воздух для игры на инструменте. Изначально фуэлье изготавливалось из кожи козленка, но сегодня чаще используются синтетические материалы, такие как Canmore и Goretex, чтобы предотвратить влажность и сырость и минимизировать повреждения деревянных частей инструмента.
Традиционно астурийская гайта состояла только из двух трубок: пунтеру и ронкон, аналогично гайте галисийской. Пунтеру обычно настраивалась на c4 (до первой октавы), что соответствует октаве выше среднего c на фортепиано.
Гайтейро вдувает воздух в мешок через соплете и использует левую руку, чтобы давить на мешок и подавать воздух в мелодическую трубку (пунтеру). Мелодическая трубка имеет двойную трость типа гобой и конический канал с семью отверстиями на лицевой стороне и одним на тыльной стороне. Басовый бурдон (ронкон) лежит на левом плече музыканта и настроен на две октавы ниже мелодической трубки. Некоторые гайты имеют дополнительные бурдоны, настроенные на октаву выше или ниже основного ронко.
На мелодической трубке семь отверстий на лицевой стороне (три для левой руки и четыре для правой) и одно на тыльной стороне для большого пальца. Обычный строй гайты диатонический, но с помощью вилочной аппликатуры и закрытия половины отверстия можно достичь хроматического звучания. Увеличивая давление на мешок, можно играть во второй октаве, расширяя диапазон мелодической трубки. Также можно закрыть седьмое отверстие мелодической трубки и извлечь звук на полтона ниже основного тона.
Как играть
Традиционное исполнение на гайте включает, как сольные выступления, так и игру в ансамбле с малым барабаном, называемым тамбориль, и басовым бомбо. В Галисии существует три основных разновидности галлисийских гайт: тумбаль (tumbal), настроенная в Вb (си-бемоль), грилейра (grileira) в D (ре) и редонда (redonda) в С (до). Однако, существуют и другие варианты, а также уникальные инструменты. В то время как на астурийской гайте обычно играют вместе с тамбором (tambor) — барабаном, который является неотъемлемой частью астурийской музыкальной традиции. В астурийском инструменте обычно присутствует только один бурдон.
Мелодии, исполняемые на гайте, обычно представляют собой песни, в которых гайта, либо сопровождает голос, либо чередуется с ним.
- Один из наиболее распространенных жанров, как в Галисии, так и в Астурии, — это муйньейра (muiñeirа), характеризующаяся бодрым ритмом в размере 6/8, который напоминает джигу. Другие танцы в такт 6/8 имеют различные движения и называются карбайеса (carballesa), рибейрана (ribeirana), редонда (redonda), чоутейра (chouteira) и контрапасо (contrapaso).
- Альборада (alborada) — обычно инструментальная мелодия, чаще всего в тактах 2/4, иногда 3/4, характеризующаяся серией повторяющихся восходящих фраз. Она играется в начале празднеств и на восходе солнца.
- Фолиада (foliada) — веселая песня в тактах 3/4, часто исполняемая на ромериас (romerías), это своеобразные вечеринки, которые проходят на святки или в пабах местных сообществ.
Отличия от других гайт
Астурийская гайта отличается от галисийских гайт того же ключа большим размером, что означает, что ее трубы длиннее. Трость певца (пайюэла) в астурийской гайте меньше по размеру, чем в галисийской. Также отмечается, что отверстия для пальцев распределены по-другому, что облегчает расширение диапазона до ноты фа второй октавы путем увеличения давления воздуха на мешок, аналогично процессу, используемому в кларнете.
Знаменитые гайтеро
Среди знаменитых астурийских гайтеро в истории можно выделить:
- Рамон Гарсия Туэро, известный как Gaiteru Lliberdón (1864–1932), автор первой зарегистрированной записи астурийской гайты.
- Хосе Ремис Вега, известный как Gaiteru de Margolles (1880–1963), чьим сыном был Хосе Ремис Овалье (1910–1987).
- Дионисио де ла Риела (1901–1980).
- Хосе Антонио Гарсия Суарес, известный как Gaiteru Veriña (1928–2006).
- Хосе Гарсия Техон, также известный как Fariñas (1918–1990).
- Игнасио Норьега, гайтеро из Сан-Роке-дель-Асебаль (1924–2009).
- Хосе Мануэль Техедор, который трижды выигрывал трофей MacAllan-MacCrimmo Trophy в 1990, 1993 и 1997 годах.
- Хосе Анхель Хевиа, всемирно известный гайтеро, продавший миллионы копий своих записей.
- Висенте Прадо, известный как El Pravianu, гайтеро, пользующийся большой известностью в Астурии и за её пределами.
- Флавио Р. Бенито, мастер-гайтеро, который исполнял в Llan de Cubel и Dixebra, а также был директором La Raitana. Он также является автором важных публикаций, таких как методички для гайты Cien Melodías и адаптации сборника песен Торнера для астурийской гайты.
- Хуаку Амиева, первый гайтеро, выигравший Macallan Trophy в 1986 году.