Гендер — инструмент ударного типа, происходящий из Индонезии. Он состоит из 10-13 тонких металлических пластин, слегка выпуклых, с подвесными бамбуковыми трубками-резонаторами.
Пластины для этого музыкального инструмента выбираются в соответствии с музыкальными гаммами слендро или пелаго и крепятся горизонтально к деревянной подставке с помощью шнуров. Для создания звуков используются две деревянные палочки с каучуковыми наконечниками. В отличие от своего близкого родственника — гамбанга, гендер имеет более мягкий тембр.
История изобретения
История возникновения гендера уходит в начало XXI века, когда возрос интерес к уникальным звучаниям этнических музыкальных инструментов. Этот интерес привел к созданию новых источников звука и активному исполнению музыки на менее известных или забытых инструментах, не таких привычных для традиционных европейских слушателей. В начале XX века русские композиторы, такие как Дебюсси и Равель, также проявляли интерес к музыке Востока и восточной культуре. Художники и поэты того времени, такие как Кандинский, Рерих и Бальмонт, уделяли большое внимание изучению восточной культуры.
Мало профессиональных музыкантов знакомы с инструментом из Индонезии, который называется гендер. Внешне он напоминает ксилофон, а изображения первых ксилофонов находятся на стенах древних храмов, датирующихся около двух тысяч лет до нашей эры. Гендер, как ударный инструмент, имеет свои корни в Африке, Азии и Латинской Америке. В каждом из этих регионов жили люди с хорошим слухом, которые поняли, что размер бруска из дерева, камня или металла влияет на звук при ударе по нему. Поэтому бруски были закреплены на раме для удобства в переноске инструмента. В Индонезийском архипелаге изготавливались изделия из бронзы около I тысячелетия до н.э., обычно смешивая 70% меди, 25% свинца и добавляя олово. Гендер, напоминающий ксилофон, стал ключевым инструментом в составе индонезийского оркестра — гамелана. Исторические данные указывают, что гендер начали изготавливать примерно в VII-VIII веках, сначала на Яве, а затем и на других островах этого государства, после введения литья из бронзы.
Первые формы для литья гендеров были сделаны из камня и могли разбираться на части. Затем модели начали создавать из воска или других материалов, которые легко плавились. Эти модели покрывали глиной, затем обжигали, и воск расплавлялся, оставляя полость для металлического отлива. После того, как металл застывал, форму разбивали, чтобы получить готовую пластину. Обработка металла приобретала сакральное значение и сопровождалась религиозными обрядами и ритуалами. Мастера освящали металл и проводили обряды духовной очистки.
Существуют различные виды гендеров:
- Гендер пенерус — небольшой гендер.
- Гендер барунг — средний по размеру гендер.
- Гендер пенембунг — крупный гендер.
Устройство
Инструмент классифицируется как идиофон, то есть инструмент, созданный из одного материала, без добавления струн или натянутой кожи. Гендер имеет деревянную раму, выполненную с учетом стиля украшения остальных инструментов в оркестре. Часто рисунок на раме представляет собой вертикальные прямые линии, меандры и овалы, объединенные в уникальный узор.
Гендер имеет простую структуру. Специальные колышки крепят шнур к раме. Под пластинами находятся бамбуковые или металлические трубочки-резонаторы, которые усиливают звук. Звук извлекается путем удара по пластине бамбуковой палочкой с мягким наконечником. На крупных инструментах используется деревянная колотушка. Иногда вибрацию пластин подавляют движением мизинца или краем ладони. Гендеры бывают разных размеров, от самых крупных с диапазоном в 2-3 октавы до маленьких.
Настройка гендеров проводится с использованием ладовых систем, а впоследствии, когда к пентатонике были добавлены еще два звука, появилась семи ступенчатая музыкальная гамма. Гамелан оркестр играет важную роль в индонезийской культуре и традициях.
Использование
Игра на гендере требует от музыканта высокой виртуозности и искусства быстрых движений рук. Этот инструмент может выполнять как сольные партии, так и быть неотъемлемой частью индонезийского гамелан-оркестра. В отличие от своего предшественника, гамбанга, гендер характеризуется более мягким звучанием и охватывает диапазон до трех октав.
Для достижения мастерства в игре на гендере необходимо владение виртуозной техникой, поскольку при выполнении композиций в стиле свободной импровизации требуются очень быстрые движения рук. Важно отметить, что на гендерах часто играют женщины. В гамелан-оркестре гендер выполняет вариационные разработки основной темы.
В разных культурах гендер может служить символом мужской силы и власти. Таким образом, гендер – не только музыкальный инструмент, но и объект культурного и социального значения. Он продолжает оставаться популярным инструментом по всему миру и играет важную роль в сохранении и передаче национальных музыкальных традиций.