История музыкального инструмента Теноровый барабан, кто его придумал и когда

Теноровый барабан Ударные

Теноровый барабан является одним из наиболее известных и широко используемых ударных инструментов в мире музыки. Данный музыкальный инструмент принадлежит к семейству перкуссии и отличается своим уникальным звучанием, которое подчеркивает ритм и темп музыкальных композиций.

Теноровый барабан – тип барабана с цилиндрической формой и одной мембраной. Его звучание более высокое, чем у бас-барабана, а по размерам он сравним с малым барабаном, однако отличается от него отсутствием дребезжащих пружин. Для игры на теноровом барабане используются специальные колотушки с головками в форме диска, обернутые мягкой тканью или обычные барабанные палочки, при этом используется параллельный (симметричный) хват.

Описание инструмента

В ранних музыкальных произведениях теноровые барабаны, также известные как длинные барабаны, представляли собой цилиндрические мембранофоны, широко используемые в музыке Средневековья, эпохи Возрождения и барокко. Они состоят из деревянного цилиндра, на обоих концах которого были установлены мембраны из кожи, натянутые при помощи веревок. Звучание этого типа барабана изменяется в зависимости от его размера. Играли на нем двумя палочками.

Теноровый барабан

В оркестровых секциях ударных инструментов теноровый барабан выступает в роли низкого барабана, по размерам напоминающего полевой барабан. На нем играют мягкими молоточками-колотушками или твердыми палочками. Он имеет больший диаметр, чем глубину, и по звучанию находится между басовым барабаном и боковым барабаном.

Гектор Берлиоз играл на двух теноровых барабанах в своем произведении «Grande messe des morts». Для его «Te Deum» требуется 6 теноровых барабанов. Рихард Вагнер использовал этот барабан в оперных произведениях «Риенци», «Лоэнгрин», «Валькирия», «Гибель богов» и «Парсифаль». Рихард Штраус применил его в «Ein Heldenleben», а Эдуард Элгар в своем третьем марше «Помпезность и обстоятельства». Данный музыкальный инструмент также примечателен в партитурах таких композиторов XX века, как Игорь Стравинский, Артур Онеггер, Дариус Мийо, Бенджамин Бриттен, Уильям Уолтон, Аарон Копленд и Сэмюэл Барбер. Витольд Лютославский в своем Концерте для оркестра призывает использовать теноровый барабан, а Арнольд Шенберг включает его в свои композиции.

Использование

В маршевых оркестрах один музыкант обычно управляет несколькими барабанами, их количество может варьироваться от 4 до 6, каждый из которых имеет свою уникальную высоту звука. Если у исполнителя есть 4 барабана, то самый низкий по тону обычно размещается слева от музыканта, второй по высоте – крайний справа, третий – посередине слева, а самый высокий – посередине справа. Такая организация облегчает исполнение характерных маршевых ритмов и позволяет поддерживать баланс при передвижении вместе с оркестром. Дополнительные маленькие барабаны, настроенные на более высокие ноты, располагаются перед музыкантом, ближе к основным барабанам.

В составе маршевого оркестра может присутствовать от одного до шести музыкантов, играющих на тенор-барабанах. Вся секция тенор-барабанщиков играет в унисон. При передвижении они обычно находятся между бас-барабанщиками и секцией малых барабанов.

Игра на теноровом барабане

Основное предназначение теноровых барабанов в маршевом оркестре заключается в тембровом разнообразии звучания. В классической музыке тенор-барабаны часто используются для создания мрачного эффекта, например, в «Реквиеме» Берлиоза, написанном в 1837 году. В 1905 году Шарль Видор отмечал, что главная цель тенор-барабана в оркестре заключается в том, чтобы «придать подвижность отдельным ударам бас-барабана».

Многотенровые барабаны (США и Латинская Америка)

Теноровые барабаны в маршевых оркестрах представляют собой ударные инструменты, которые обычно используются в комплектах из 4-6 барабанов. Это позволяет одному музыканту носить несколько барабанов и играть на них одновременно. В зависимости от количества барабанов в комплекте, они могут иметь различные названия, соответствующие количеству: «duos» (2 барабана), «tris», «trios», «trips» или «triples» (3 барабана), «quads» (4 барабана), «quintes» (5 барабанов) и «squints», «hexes», «six-packs», «теноры» или «секстеты» (6 барабанов). Термин «каре» часто используется для обозначения конфигураций с более чем четырьмя барабанами, так как это самая распространенная конфигурация.

В основном комплекте четыре основных барабана, которые обычно имеют диаметр 8, 10, 12 и 13 дюймов (это называется конфигурацией для средней школы или тенорами малого блока) или 10, 12, 13 и 14 дюймов (конфигурация для большого блока или тенорами большого блока), а также один или два акцентных барабана (обычно 6 или 8 дюймов). Эти акцентные барабаны иногда называются «shot», «gock», «spock» или «spike» барабанами и обычно затягиваются как можно выше для достижения максимального эффекта. Иногда к ободу добавляются дополнительные ударные инструменты, такие как колокольчики или тарелки.

Главная цель теноровых барабанов в маршевом оркестре — придать музыке больше разнообразия и красок. В больших оркестрах может быть до 6 теноровых барабанщиков. В маршевых оркестрах средней школы обычно от одного до трех теноров, в то время как в профессиональных ударных оркестрах мира обычно от четырех до пяти человек. Они дополняют партию малого барабана, их партии часто аналогичны частям малого барабана. Перемещение вокруг барабанов позволяет теноровым барабанщикам создавать мелодичную перкуссию, так как каждый барабан имеет свою уникальную высоту звука.

Обычно комплект из четырех барабанов организуется так, что самый низкий барабан располагается слева от музыканта, второй по величине — справа, третий — в среднем левом углу, а самый высокий — в среднем правом углу. Это облегчает воспроизведение стандартных ритмических фигур и обеспечивает лучший баланс, чем если бы барабаны были упорядочены по возрастанию размера. Такая расстановка идеально подходит для правшей и обычно используется в линиях с несколькими тенорами для обеспечения единообразия. Если имеется пятый барабан, он обычно размещается между музыкантом и двумя самыми высокими барабанами. Если в комплекте шесть барабанов, пятый и шестой барабаны находятся по центру, ближе к музыканту.

Теноровые барабаны настраиваются так, чтобы обеспечить высокий звук, который четко проносится на открытом воздухе. В установке барабанов основные барабаны обычно настраиваются на определенные интервалы (чаще всего используются второстепенный тритон, идеальная кварта и идеальная квинта), тогда как акцентные барабаны часто настраиваются как можно выше, не переборщив с натяжением (часто шутливо их называют «высшими» и «самыми высокими», в случае установки из шести барабанов).

Для игры на теноровых барабанах используются молотки или барабанные палочки. Существует широкий выбор инструментов, включающий в себя разнообразие материалов стержня (наиболее популярны гикори и алюминий), материалов головки (часто используются деревянные затяжки, пластик/нейлон, резина, войлок и флис) и формы/размера головки (от больших дисков в форме тележного колеса, иногда называемых «печеньями», до традиционных шаров для барабанных палочек).

Игроки на теноровых барабанах используют соответствующий хват, что облегчает выполнение различных техник, таких как «подсечки» или «скребки» (удары с двойным отскоком или перекатыванием между барабанами) и «кроссоверы» (перекрещивание рук для достижения ближайшего барабана). Эти техники позволяют тенористам создавать множество ритмических и мелодических фигур, а также придают особый визуальный эффект игре на теноре.

При игре на барабанах стучат по краю, аналогично литаврам, эти области часто называют «зонами», что помогает добиться наилучшего резонанса и основного тона барабана. Удары по ободу не всегда должны быть сильными, в зависимости от выбора палочек, поскольку слишком сильные удары могут повредить алюминиевые стержни. Палочки игрока могут перемещаться по основным четырем барабанам по прямой линии или ближайшей части барабана к телу игрока. Это уменьшает пространство, необходимое для выполнения некоторых сложных движений, и упрощает движение в соответствии с игровыми паттернами, а также обеспечивает баланс веса барабанов во время марша или бега с ними.

Трубный оркестр тенор-барабан (Великобритания)

Первоначально барабан с веревочным натяжением, который со временем уступил место современному стержневому натяжению, представлял собой единственный теноровый барабан, занимавший уникальное место в барабанном семействе военных и гражданских духовых оркестрах. Он одновременно выполнял роль хронометриста, акцента музыкального ансамбля и объекта внимания зрителей.

В современных духовых оркестрах играют на трех разновидностях теноровых барабанов:

  1. Процветающий тенор. Барабанщики-тенористы используют колотушки, закрепленные на концах длинных палочек, которые затем крепятся к пальцам. Удары колотушек сопровождаются согласованными движениями, придающими дополнительный эффект «зрелищности». В средних духовых оркестрах обычно от двух до шести выдающихся теноровых барабанщиков.
  2. Альт-тенор. Используется в паре с бас-барабаном для обогащения звучания и поддержания ритма. Однако, не все оркестры используют альт-теноровые барабаны.
  3. Ритм-тенор. Используется для подчеркивания ритмической части малого барабана и обычно работает непрерывно.

Данный вид барабана широко применяется в духовых оркестрах по всему миру, а также на сольных выступлениях. Он преимущественно используется в стиле «процветающего тенора» как часть басовой или средней секции оркестра.

Марширующий оркестр с одноголовыми теноровыми барабанами

Во многих странах, включая страны Содружества Наций, а также Соединенные Штаты, Филиппины, Тайвань, Нидерланды, Индонезию, Италию, Колумбию, Панаму, Никарагуа, Гватемалу, Боливию, Перу, Бразилию, Германию, Испанию и Францию, традиция единственного тенорового барабана поддерживается несколькими военными оркестрами, полицейскими оркестрами и многочисленными гражданскими маршрутными оркестрами, а также оркестрами ударных инструментов, классическими оркестрами барабанов и фанфарными оркестрами. Этот барабан, используемый в этих странах, имеет форму походного барабана, похожего на малый барабан. Он может быть настроен на высокие тона, чтобы группа теноровых перкуссионистов могла исполнять разделенные партии между собой. Во Франции, Испании, Италии и Германии используется форма цилиндрического барабана, подобного тем, что используются в полевых малых барабанах. Такой барабан также может быть назван флуб-барабаном.

В Соединенных Штатах теноровые барабаны с одной мембраной популярны среди барабанщиков вузов и колледжей, особенно в южных штатах. Они могут использоваться, либо как теноры с коленом (как при игре на малых барабанах), либо как вертикальные теноры (как при игре на бас-барабанах). Например, в Университете Арканзаса в Пайн-Блафф (UAPB) теноровая секция 2 Kold Krank Southern использует теноровые барабаны с одной мембраной в вертикальном стиле, тогда как в Университете штата Алабама (ASU) теноровая секция TTB Mighty Marching Hornets играет на теноровых барабанах с одной мембраной, установленных на колене. В обоих случаях барабаны устанавливаются аналогично маршевым малым барабанам, на стропах или плечевом ремне, на них могут играть как палочками, так и мягкими или твердыми колотушками. Это создает разнообразие стилей игры, включая элементы флейтового оркестра и альтового ритма, а также ритмические типы, в зависимости от предпочтений барабанщика.

В Испании и Италии теноровые барабаны в военных оркестрах используют только с мягкими молотками, как альт-теноровые барабаны в оркестрах Содружества свирельных оркестров. Единственный теноровый барабан с одной мембраной используется только у Оркестра республиканской гвардии Франции, где играют жесткими палочками.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий