Кларнет д’амур (от итальянского clarinetto d’amore, французского clarinette d’amour, буквально «кларнет любви») — редкая разновидность деревянного духового музыкального инструмента, которая использовалась во второй половине XVIII и начале XIX века.
История создания
Первоначально кларнет д’амур появился в южной части Германии около 1740 года, опередив также более известную на тот момент бассет-валторну. Считается, что бассет-валторна была создана на основе кларнета д’Аморе. Ранние версии инструмента имели всего 3 или 4 клавиши, но в более поздние периоды, включая 19 век, производители, такие как Wilhelm Heckel GmbH, расширили его до 14 клавиш. Интересно, что до наших дней сохранилось по крайней мере 69 кларнетов д’амур 18-19 веков, что указывает на некоторую популярность инструмента в прошлом. К середине 19 века кларнет д’амур стал считаться устаревшим, но компания Heckel продолжала выпускать его до начала 20 века.
В последнее время наблюдается попытка возродить интерес к кларнету д’амуру как в его исторической, так и в современной форме. Современные разработки включают запись музыки Анри-Жозефа де Креза для исторических кларнетов д’амур под руководством Влада Веверберга, доступную на Etcetera Records, а также разработку расширенной современной версии кларнета д’амур в тональности G (с диапазоном до низких C3 и звучанием G2) от Ричарда Хейнса и компании Schwenk & Seggelke.
Конструкция инструмента
Подобно своему родственнику, обычному кларнету, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую форму трубы. Однако его трубка была немного уже и имела более узкие звуковые отверстия. Часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, имела небольшой изгиб для экономии места, делая корпус кларнета д’амур длиннее по сравнению с обычным кларнетом.
Особенной чертой этого инструмента был раструб в форме груши, аналогичный тому, что используется в английском рожке. Эти особенности придавали кларнету д’амур особую мягкость звучания, благодаря чему он и получил свое название.
Кларнет д’амур предназначался для воспроизведения более низких звуков, чем обычный кларнет, и стандартно настраивался в тональности G (в строе соль; также встречались модели в тональностях As и F), что означает, что он звучал на малую терцию ниже кларнета в тональности B.
На основе кларнета д’амур мастера музыкальных инструментов к концу XVIII века создали бассетгорн — более технически совершенный инструмент, который быстро завоевал популярность. В связи с этим появлением кларнет д’амур к началу XIX века вышел из употребления. В настоящее время такие инструменты больше не производятся, и лишь несколько старинных экземпляров кларнетов д’амур можно увидеть в музеях музыкальных инструментов.
В некоторых исторических моделях кларнетов д’амур были определенные неудобства, например, маленькие отверстия для тембра или мундштук, который был меньше, чем у современного кларнета в тональности ми-бемоль. Это делало некоторые инструменты непригодными для использования в больших концертных залах. Однако, возможно, кларнет д’амур просто был создан в эпоху, когда популярны были домашние концерты и камерная музыка.
Особенности конструкции:
- Мундштук. На кларнете д’амур или бассет-рожке с небольшим отверстием хорошо подходит обычный мундштук для кларнета в си-бемоль, но его можно настроить для оптимального звучания в низком регистре. Можно использовать мундштуки, специально предназначенных для кларнета д’амур, которые являются немного расширенными версиями мундштуков для кларнета в си-бемоль.
- Отверстие, конус и раструб. С угловыми стволами длиной от 62 до 64 мм и диаметром отверстий верхнего и нижнего шарниров от 15 до 16 мм, конусность кларнета сохраняется, создавая форму песочных часов. Однако, расширение к раструбу не превышает диаметр отверстия верхнего шарнира. Этот узкий конец нижнего шарнира максимально усиливает воздействие колокола на звучание всего инструмента. В отличие от стандартных кларнетов сопрано, где раструб начинается с широкого конуса, у кларнета д’амур форма раструба в значительной степени влияет на звучание, создавая уникальный теплый тон.
- Колокольчик. Визуально самым заметным отличием кларнета д’амур от других кларнетов сопрано является его шаровидный колокольчик, известный как Liebesfuss или «павильон любви». Отсутствие широкого отверстия на подходе к раструбу, как у стандартных кларнетов, делает форму раструба основным фактором, влияющим на звучание. Это гарантирует создание уникального, глубокого звучания «covered d’amore» при использовании Liebesfuss.
Произведения
Список произведений для кларнета d’amore включает в себя:
- Темистокл. Акт третий – «Ах, си реста» (1772) композитора Иоганна Кристиана Баха, где используются три кларнета d’Amore в D (хотя, возможно, это бассет-рога в D).
- Анонимный Концертант соль мажор для двух кларнетов любви и ансамбля.
- Такендо Лагнера, K. 437 (1783) Вольфганга Амадея Моцарта.
- Незавершенный фрагмент первой части Концерта для бассет-валторны с оркестром соль мажор, K. 584b / 621b (очень похожий на первую часть Концерта для кларнета в А) также Вольфганга Амадея Моцарта.
- Партита (1788) для двух кларнетов в G, двух альтов и виолончели, написанная Анри Жозефом де Крезом (записана на clarinets d’amore Terra Nova Collective).
- Qui sedes для сопрано, тенора и кларнетто дольче или корно бассетто композитора Иоганна Симона Майра.
- Глория Патри для сопрано, валторны и кларнетто dolce также Иоганна Симона Майра.
- Музыка для кларнета Любви и струнных (2018) от Хенрика Стриндберга.
- Карика д’Амор (2020) Джеймса Гарднера.
- Береговые линии (2020) Ричарда Хейнса.
- Одна строка (2020) Самуила Андреева.
- Призраки движения (2020) Криса Денча.
- Schattenlinie (2020) Маттиаса Рено.
- Хусо хусо (2020) Джоны Хейвена.
- Инкубация (2020) Шона Куинна.
- Сонатина («Затихшие в сумерках») (2020/21) Мартина Гоэна.