История музыкального инструмента Маримба, кто его придумал и когда

Маримба Ударные

Завораживающие мелодии данного музыкального инструмента из афро-эквадорской культуры оказывают гипнотическое воздействие на слушателей. Более двух тысяч лет назад, африканские жители создали маримбу, используя только дерево и тыкву в своей мастерской. В наше время этот ударный инструмент активно внедряется в современную музыку, придавая изюминку популярным мелодиям и обогащая звучание этнических композиций.

Что такое маримба

Маримба принадлежит к семейству ударных музыкальных инструментов и состоит из ряда деревянных брусочков, по которым бьют, производя звук, используя молоточки с покрытием из пряжи или резины.

Ее название происходит из языка африканских племен и переводится как «инструмент, аналогичный ксилофону». Внешне маримба и ксилофон имеют схожий вид, но имеют различия в деталях.

Маримба

История создания

До сих пор существует несколько теорий о происхождении этого ударного инструмента, и среди них можно выделить три основных версии. По первой версии маримба появилась в Африке, в Анголе, вторая версия связывает ее происхождение с Индонезией, а третья утверждает, что маримба существовала еще в древних временах майя. В поддержку последней теории существует археологическая находка: на вазе, найденной при раскопках в Ратинлиншуле, изображен музыкальный инструмент, сильно напоминающий маримбу.

Какая из этих трех версий остается загадкой, особенно учитывая, что история маримбы окружена множеством легенд и мифов.

  1. Согласно одной из южноафриканских легенд, давным-давно существовала красивая богиня по имени Маримба. Однажды, вешая тыквы на деревянные доски, она заметила, что при ударе они издают удивительно красивую мелодию. Именно в ее честь, считается, этот экзотический инструмент получил свое необычное название.
  2. Согласно другой легенде, в давние времена жила прекрасная девушка по имени Марьям. Когда ее близкий друг ушел в долгое отсутствие, она превратилась в дерево. Чтобы сохранить ее память и всегда чувствовать ее близко, молодой человек создал музыкальный инструмент из коры дерева и отправился с ним в путешествие по деревням и селам, принося радость людям. Он верил, что через звуки этого инструмента он может общаться с своей возлюбленной Марьям.
  3. Третья легенда утверждает, что маримба существовала еще в древних временах майя. В поддержку последней теории существует археологическая находка: на вазе, найденной при раскопках в Ратинлиншуле, изображен музыкальный инструмент, сильно напоминающий маримбу. Этот артефакт сейчас находится в Пенсильванском университете, США.

Маримба стала популярным инструментом не только среди музыкантов Африки, но также в Мексике, Гватемале и других латиноамериканских странах. Со временем тыквенные резонаторы были заменены деревянными, а диатонический строй уступил место хроматическому.

Латиноамериканская маримба послужила источником вдохновения для модернизации этого инструмента. Знаменитый акустик и создатель ударных инструментов К. Диган внес существенные изменения, заменив древесные резонаторы стальными и установив эталон настройки. Он также выяснил, что розовое дерево является наилучшим материалом для звуковых пластин. Благодаря его усилиям, инструмент стал производиться массово фирмой J. C. Deagan, Inc.

Сегодня маримба Дигана признается, как музыкальное сокровище и образец качества. Он продолжает развиваться и совершенствоваться, расширяя свои звуковые и художественные возможности. В последние десятилетия маримба преодолела границы этнической музыкальной культуры и вошла в академическое искусство, завоевав популярность во всем мире.

Игра на маримбе

В середине прошлого века маримба впервые пришла в Японию и быстро завоевала сердца жителей этой страны. Японские композиторы начали создавать музыку специально для этого инструмента, и даже сформировалась собственная японская школа игры на маримбе. Исполнительница Кейко Абэ из Японии стала известной во всем мире благодаря своему мастерству и технике игры на маримбе.

В настоящее время маримбу чаще используют в сольных выступлениях, хотя она иногда встречается и в ансамблях. Инструмент даже нашел свое место в американской поп-музыке. Однако в оркестровых композициях его использование ограничено из-за его специфического тембра и относительно низкой громкости.

Различия с ксилофоном

Хотя оба эти инструмента относятся к семейству ударных, они обладают структурными особенностями, которые делают их уникальными. Ксилофон, например, состоит из планок разной длины, выстроенных в один ряд. В то время как маримба имеет решетку, аналогичную расположению клавиш на пианино, что дает ей более обширный диапазон и разнообразный тембр.

Одно из ключевых различий между ксилофоном и африканским идиофоном заключается в длине резонаторов. Ранее для этой роли использовались сушеные тыквы, но сегодня резонирующие трубки чаще изготавливают из металла и дерева. У ксилофона резонаторы обычно короче, а его спектр звучания ограничивается двумя-четырьмя октавами.

Устройство инструмента

Маримба имеет раму, на которой размещена рамка из деревянных брусков, обычно изготавливаемых из розового дерева. Акустик и создатель ударных инструментов Джон К. Диган провел исследования, доказав, что древесина гондурасского дерева наилучшим образом проводит звук. Бруски маримбы аналогичны клавишам на пианино и настраиваются соответствующим образом. Под ними располагаются резонаторы, которые Диган заменил на металлические, отходя от традиционных деревянных.

Для игры на маримбе используются колотушки с наконечниками, обвязанными хлопковыми или шерстяными нитями. Выбор подходящих колотушек влияет на спектр звучания инструмента, который может быть сходным с ксилофоном, острым и щелкающим или иметь длинные и органные звуки.

Звучание

Маримба обладает глубоким и насыщенным звучанием, но при этом оно относительно негромкое для постоянного использования в оркестровой музыке, и обладает характерным, уникальным тембром. Диапазон звучания маримбы может варьироваться, и существует несколько распространенных вариантов:

  • Маримба с 4 октавами, охватывающими ноты от «до» малой октавы до «до» четвертой октавы.
  • Маримба с 4 1/3 октавами, начиная с ноты «ля» большой октавы.
  • Маримба с 4 1/2 октавами, начиная с ноты «фа» большой октавы.
  • Концертная маримба с 5 октавами, охватывающими ноты от «до» большой октавы до четвертой октавы. Этот тип маримбы используется для концертных выступлений.

Также существуют редкие 6-октавные модели маримб, но они обычно изготавливаются по заказу и используются в сольных выступлениях.

Техника игры

Игра на маримбе требует особой техники, которая предполагает одновременное использование нескольких молоточков. Обычно музыканты используют от 2 до 4 молоточков, иногда даже 5-6. На маримбе также можно играть нескольким музыкантам одновременно. Этот ударный инструмент обладает акустическими возможностями, позволяющими исполнять композиции различных стилей, включая гармонии, мелодии и лирические пассажи.

Современная промышленность производит разные виды молоточков с разной длиной и различными наконечниками, будь то пластиковые, деревянные или прорезиненные. Традиционно молоточки обматывают хлопковыми или шерстяными нитками. С помощью разных молоточков исполнитель может достичь разнообразных звуковых оттенков.

Диапазон маримбы может варьироваться от 4 до 4,3 октав, и в последние десятилетия появились усовершенствованные инструменты с более широким диапазоном вплоть до 6 октав. Однако маримбы этой категории встречаются редко и обычно изготавливаются по индивидуальному заказу для сольных выступлений.

Использование в музыке

Маримба активно внедряется в академическую музыку уже несколько десятилетий. В этом контексте особое внимание уделяется партиям маримбы и вибрафона. Французский композитор Дариус Мийо является примером того, кто в своих произведениях уделяет особое внимание этим уникальным инструментам. Маримбу также широко популяризировали такие талантливые певцы и композиторы, как Ней Розауро, Кейко Абэ, Оливье Мессиан, Тору Такэмицу, Карен Танака и Стив Райх.

В современной рок-музыке авторы активно используют необычное звучание маримбы. Звуки этого инструмента можно услышать в популярных песнях, таких как «Under My Thumb» группы Rolling Stones, «Mamma Mia» от ABBA и в творчестве группы Queen.

В 2011 году правительство Анголы отметило вклад ученого и поэта Хорхе Маседо в возрождение и развитие маримбы как древнего музыкального инструмента.

Звуки маримбы используются также для мелодий вызовов на мобильных телефонах, хотя многие пользователи даже не подозревают об этом.

В России музыкант Петр Главатских выпустил альбом под названием «Ненайденный звук», на котором виртуозно играет на маримбе. На одном из его концертов были исполнены произведения известных русских композиторов и деятелей искусства.

Знаменитые исполнители

Среди знаменитых маримбистов можно выделить Л.Х. Стивенса, который в 70-е годы внес значительный вклад в адаптацию маримбы в академическую музыку. Композитор и музыкант Кейко Абэ из Японии также заслуживает упоминания. Она исполняла на маримбе как классическую, так и народную музыку, участвовала в международных конкурсах и дала концерт в 2016 году в Мариинском театре. Есть и другие выдающиеся музыканты, такие как Роберт Ван Сайз, Мартин Грубингер, Богдан Бокану и Гордон Стаут.

Маримба обладает уникальным, завораживающим звучанием, и движения молоточков при игре создают непередаваемое ощущение, приковывая внимание и взгляды слушателей. Этот африканский идиофон преодолел века и успешно внедряется в разные музыкальные жанры, включая латино, джаз, поп и рок-композиции.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий