Зажигательные ритмы самбы всегда сопровождаются звуками ударного инструмента, похожего на бубен, который известен, как пандейру. Этот мембранофон исходит из давних времен и находит свое применение в Бразилии, других южноамериканских странах и Португалии.
Что такое пандейру
Пандейру, также известный, как пандейро (по португальски: pandeiro), представляет собой разновидность бубна, который широко используется в бразильских музыкальных жанрах, таких как самба, шоро и коко. Он также активно применяется в сопровождении состязаний по капоэйре. Данный инструмент имеет свои корни в испано-португальском инструменте под названием «pandeireta».
Мембрану пандейру можно настраивать, что позволяет музыканту выбрать желаемую высоту звука. По всей окружности корпуса инструмента закреплены наборы металлических тарелочек, называемых «платинелас». Эти тарелочки располагаются по три в каждом наборе, и внешние имеют вогнутую форму, что придает звуку четкость, сухость и менее стабильный тон, чем у обычных оркестровых бубнов с тарелочками.
Музыканты играют на пандейру, держа его в одной руке и используя другую для ударов по мембране. Ритмы на этом инструменте исполняются различными частями руки, включая ладонь, большой палец, остальные пальцы и даже пятку ладони. Кроме того, можно просто трясти пандейру, чтобы извлечь звук, или проводить пальцем по мембране, создавая красивое дребезжание, называемое «ролл» (roll).
Устройство
Пандейру состоит из деревянного круглого корпуса и мембраны. Высота звука зависит от степени натяжения мембраны. Металлические тарелочки «платинелас» располагаются по всей окружности корпуса. Размеры этого импровизированного мембранофона могут варьироваться в зависимости от предпочтений исполнителя. Пандейру часто используется в сочетании с традиционным африканским барабаном атабаке, что добавляет музыке более высокие тона.
Техника игры
Одной рукой музыкант удерживает пандейру, вставив большой палец в специальное отверстие в окружности корпуса. Другой рукой музыкант бьет по мембране. Звучание зависит от того, какая часть мембраны подвергается ударам и с какой силой это происходит. Удары можно наносить пальцами, ладонью, пяткой ладони. Во время исполнения музыкант также встряхивает инструмент, вызывая звон тарелочек.
Пандейру является ближайшим родственником бубна, но имеет испано-португальское происхождение. Традиционно он используется для сопровождения капоэйры.
Музыканты
Среди наиболее известных мастеров игры на pandeiro в современное время можно назвать Паулиньо да Кошта, Нанни Ассис, Айрто Морейра, Маркос Сузано, Сиро Баптиста, Зе Маурисио и Карлиньюс Пандейру де Ору.
Еще несколько знаменитых игроков на пандейро включают в себя Скотта Файнера, который внес свой вклад в мир джаза, и Милта Холланда, студийного перкуссиониста и барабанщика из Лос-Анджелеса. Холланд путешествовал по всему миру, чтобы изучать и собирать различные типы этнической перкуссии.
Некоторые артисты, такие как Стэнтон Мур, придают пандейро нетрадиционное звучание, настраивая его на басовый уровень с джинглами и устанавливая на подставку, интегрируя его в современную ударную установку. Другие, такие как Сул Грег Уилсон из группы Carolina Chocolate Drops в альбоме «Genuine Negro Jig», используют пандейро в сочетании с настраиваемым бодраном и играют на них с помощью кистей, чтобы создать удивительные звуковые эффекты, объединяя их, как ручные инструменты, а также используя их в соответствии с первоначальным назначением.
Отзыв об инструменте пандейру
Несколько месяцев назад я познакомился с новым перкуссионным инструментом — пандейро. Долгое время я интересовался этим инструментом, и, наконец, к осени решился попробовать. Сейчас хочу поделиться своими первыми впечатлениями и размышлениями о пандейро, исходя из моего опыта.
Могу утверждать, что из всех известных мне ручных перкуссионных инструментов, пандейро — один из самых технически сложных. Несмотря на внешнее сходство с обычным европейским тамбурином, он имеет свои уникальные особенности.
Одной из ключевых отличительных черт пандейро является узкий обод, который, вероятно, обусловлен особенностями игры на нем. Однако еще более характерной особенностью пандейро являются его джинглы (платинелы). В отличие от обычных тамбуриновых джинглов, платинелы пандейро крупные, тяжелые и имеют линзообразную форму.
Кроме того, между двумя «полулинзами» находится металлический диск, который имеет тот же диаметр, что и «полулинзы». Другими словами, каждый набор платинелей состоит не из двух, а из трех элементов. Обычно в инструменте присутствует пять таких наборов, хотя возможны вариации. Узкие прорези под платинелами, в сочетании с металлическим диском, ограничивают амплитуду движения платинелей во время игры. В результате звучание пандейро характеризуется не звоном, а скорее шуршанием, даже приглушенным звучанием. Платинели обладают коротким сустейном, их звук четкий и выразительный. Следует отметить, что благодаря платинелям пандейро является довольно тяжелым инструментом, что влияет на его грув.
Еще одной сложностью игры на пандейро является способ его удержания во время исполнения. Пандейро держат левой рукой, при этом мембрана располагается горизонтально относительно пола. Инструмент, как правило, не имеет опоры и довольно тяжел. Поэтому важной частью обучения является тренировка запястья левой руки. Мягкие напульсники здесь могут оказаться очень полезными. Кроме того, левая рука постоянно двигает пандейро, а характер движения зависит от ритма, который играется в данный момент. Иногда один из пальцев левой руки (обычно большой или средний) приглушает и отпускает мембрану поочередно — это прием не так прост, как может показаться на первый взгляд.
Техника игры на пандейро – это тема, о которой можно говорить долго. Однако, на данный момент, я не могу считать себя опытным пандейристом, чтобы давать экспертные оценки в этом вопросе. Тем не менее, я хотел бы поделиться тем, что удалось выучить и понять, изучая записи и слушая опытных бразильских музыкантов.
Можно выделить два основных стиля игры на пандейро (хотя слово «стиль» здесь относительно условное) – традиционный и современный.
- Традиционный стиль, прежде всего, применяется в жанре самба, где пандейро играет ключевую роль в создании неповторимого грува этой музыки. Следует отметить, что, несмотря на то, что ритм самбы записывается ровными шестнадцатыми нотами, на практике самба исполняется с особым свингом, который невозможно точно передать нотами. Этот свинг легко ловится при правильном движении пандейро левой рукой. Это подчеркивает важность движений левой руки в создании уникального звучания.
- Что касается современной техники игры, она возникла из-за определенных ограничений традиционной техники. Традиционный способ игры ограничивает возможность импровизации из-за специфического способа извлечения разных звуков (открытый бас и закрытый слэп) разными частями ладони в строгом соответствии с движением. Это ограничивает возможность игры сложных ритмических фраз, например, двух басовых ударов подряд. Современный стиль игры на пандейро предлагает новый подход, позволяющий играть разными частями кисти руки, например, большим пальцем и кончиками пальцев. Этот способ требует большого труда и времени для освоения, но дает возможность играть на пандейро практически все, что угодно. Этот метод стал особенно популярным благодаря бразильскому пандейристу Маркусу Сузану, который, как и Джими Хендрикс для гитары, стал иконой данного инструмента. Он случайно разработал этот способ, начав играть бас не большим пальцем, а кончиками пальцев, и понял, что этот метод дает больше свободы в музыкальном выражении. Сузану признает, что он не был первым, кто играл таким образом, но он сделал большой вклад в развитие данной техники. Этот способ игры на пандейро открывает огромные возможности для самовыражения и импровизации.
Пандейро — инструмент, который мне очень нравится и я получаю массу удовольствия от его изучения. Для тех, кто интересуется современными стилями игры на пандейро, я настоятельно рекомендую ознакомиться с альбомами Маркуса Сузану и проектом Скотта Фейнера «Pandeiro Jazz».