История музыкального инструмента Тимбал, кто его придумал и когда

Тимбал Ударные

Тимбал — кубинский односторонний барабан, широко используемый в афрокубинской, латиноамериканской музыке, джазе и регги. Обычно используется пара тимбалов (timbales на испанском), что иногда приводит к использованию неправильной формы «тимбалес» в русском языке.

Корпус тимбалов обычно изготавливается из металла, а их высота значительно меньше, чем у том-тома. Для игры на тимбалах используются специальные палочки, которые имеют одинаковую толщину по всей длине и лишены выраженного наконечника. Музыкант, играющий на тимбалах, обычно использует оба барабана, которые имеют одинаковую высоту, но разный диаметр. Мембрана на них натягивается достаточно сильно, что придает им характерный «жестяной» звук.

Во время игры на тимбалах часто применяются удары римшот (одновременно по ободу и мембране), а также удары по корпусу инструмента. Современный вид тимбала, а также его использование вместе с вудблоком и ковбеллом, были предложены Тито Пуэнте, который получил прозвище «Король мамбо».

Этимология

Этимология термина «тимбал» представляет определенный интерес. В Испании и в контексте классической музыки слово «timbales» относится к литаврам. Испанское слово «tímpano» используется реже. Термин «тимбал» происходит от латинского «timpanum» и греческого «τύμπανον», что означает «барабан». На Кубе и в Латинской Америке тимбалес были адаптированы из пайлас — различных испанских металлических посудин, используемых в качестве кухонной утвари. Пайла происходит от старофранцузского «paele», а затем от латинского «patĕlla». Термин «тимбалес» оставался в употреблении для обозначения пайлас, особенно на Кубе.

Тимбалы

Из-за исторических пересечений в использовании терминов «литавры» и «пайлас» в оркестрах дансона с 1900 по 1930 год, использование термина «тимбалес» было неоднозначным. Аналогичные двусмысленности наблюдаются и в других языках. Например, во французском «timbales» также означает литавры, что приводит к тому, что кубинские тимбалесы называются латинскими «timbales». В Бразилии термин «тимбал» относится к иному виду барабана, «тимбау».

История происхождения

Литавры были ввезены на Кубу в XIX веке и использовались в духовых оркестрах, известных как orquestas típicas. Это был общий тип барабана, который также использовался в военных и симфонических оркестрах. В то время на литаврах играли молотками с большими, мягкими, круглыми головками. Однако, они были заменены пайлами, изготавливаемыми из металлических сковородок (впоследствии из банок, используемых для свиного сала). Эти новые инструменты были разработаны для уличных групп, и игры на них использовали прямые дубинки без дополнительных головок.

Тимбалес стали неотъемлемой частью оркестров меньшего размера, таких как чаранги, которые пришли на смену типичным оркестрам в начале XX века. Ульпиано Диас, игравший на тимбалах в известных чарангах на Кубе, стал первым, кто добавил колокольчик и популяризировал технику абанико в 1930-х годах. В 1950-х годах тимбалеро Сильвано «Чори» Шуег стал известен своими импровизациями на тимбалах в ночных клубах Гаваны. Вальфредо де лос Рейес и Гильермо Баррето также исследовали новые подходы к тимбалам на джем-сейшнах, известных как descargas, под влиянием американских джазовых барабанщиков, таких как Макс Роуч. Инновации в игре на тимбалах продолжились в 1970-х годах, когда сонго-группы, такие как Orquesta Revé, Orquesta Ritmo Oriental и Los Van Van, представили своих тимбалеро, ставших мастерами данного инструмента.

В США Убальдо Ньето, тимбалеро в «Мачито и его афрокубинцах», и Тито Пуэнте, руководитель группы, стали известными фигурами, популяризировавшими тимбалес. Другие пуэрториканские тимбалеро, такие как Вилли Родригес, Умберто Моралес и Рафаэль Кортихо, также получили признание в 1950-е годы. В последующие десятилетия тимбалесы стали широко используемыми в различных жанрах, включая латиноамериканский рок, регги и хип-хоп, благодаря таким музыкантам, как Пит Эсковедо, Эрик Бобо и других.

Устройство инструмента

Устройство тимбалеса включает в себя пару полусферических барабанов с натянутой мембраной. Обычно корпус тимбалеса изготавливается из стали, меди или латуни, что придает инструменту уникальное звучание — богатое, плотное и мощное, отличающееся от других. Высота тимбалеса обычно чуть более 15 сантиметров, а диаметр составляет 33-36 сантиметров. В качестве мембран используются натуральные шкуры различных животных, которые натягиваются с помощью специальных ключей.

Виды

Существует несколько видов тимбалов. Один из них, называемый «мачо», характеризуется более ярким и высоким звучанием, при этом имеет меньшие размеры. Другой вид, «эмбра», обладает более низким и мягким звучанием, напоминающим женский голос.

Как играть

В игре на тимбалах используются деревянные палочки. Тимбалеро, исполняющий музыку в афрокубинском, латиноамериканском стиле, джазе или регги, может играть как палочками, так и руками. Удары палочками могут быть направлены, как на мембрану, так и на обод барабана сверху, а также на корпус сбоку. Иногда одной рукой мембрана придерживается, а другой рукой наносятся удары палочкой. Такой подход позволяет тимбалеро добиться разнообразия звуков и ритмов при игре на инструменте.

Игра на тимбалах

Техника игры на тимбалесе включает в себя несколько ключевых аспектов:

  • Бакетео (Baqueteo). Это основная часть исполнения на тимбалах в стиле danzón. В этой технике заглавные буквы обозначают приглушенные удары барабана, а обычные — открытые удары. Danzón стал первым музыкальным произведением, построенным на африканском ритме, известном как клавесин на Кубе.
  • Узоры колоколов. В период мамбо 1940-х годов тимбалеро начали добавлять коровьи колокольчики к своим барабанам. Эти колокольчики могут быть установлены над или между тимбалесами. Узоры колоколов основаны на фольклорной румбе касара и могут быть комбинированы с другими ритмическими элементами.
  • Соло. Оригинальный стиль соло на тимбалах известен как «типико» (типичный). Мэнни Окендо был известен своим точным и выразительным соло на тимбалах. Некоторые тимбалеро, такие как Тито Пуэнте, начали включать ритмические элементы румбы квинто в свои соло к концу 1940-х — началу 1950-х годов.
  • Эволюция в современных группах. В современных группах тимбалеро часто используют гибрид тимбалеса и ударной установки, расширяя звуковые возможности инструмента. Это позволяет им вносить элементы румбы, фанка и других стилей в свою игру на тимбалах.

Производные инструменты

Производные инструменты, основанные на тимбалах, включают в себя несколько вариаций:

  • Тимбалито. Эти небольшие литавры, также известные как пайлитас, имеют диаметр от 15 до 25 сантиметров и используются для игры партии бонго при помощи палочек. Мастера, такие как Мантека, Папаито, Феликс Эскобар «Эль Гальего» и Мэнни Окендо, виртуозно исполняли партии бонго на тимбалито. Инструмент был изобретен на Кубе в середине 1920-х годов в качестве альтернативы бонго, которые были запрещены в Гаване тогдашним президентом Херардо Мачадо. Группы, такие как La Gloria Mantancera и La Sonora Mantancera, часто использовали тимбалито в своих выступлениях.
  • Мини-литавры. Эти маленькие тимбалы, схожие с тимбалито, часто используются рок-барабанщиками, как часть их ударных установок. Например, барабанщик Джон Долмаян из System of a Down играет на двух мини-тимбрах диаметром 6″ и 8″, а Дэйв Макинтош использует пару мини-тембров диаметром 8″ и 9″, чтобы получить нужный звук. Meinl Percussion также производит набор мини-литавр традиционных размеров, подходящих для использования на ударной установке.
  • Марширующие литавры. Марширующий оркестр 110-го университета Огайо является единственным университетским марширующим оркестром в США, который включает в свою секцию ударных инструментов тимбалы. Эти тимбалы были добавлены в состав оркестра в 1971 году вместе с другими инструментами, такими как малые барабаны, бас-барабаны и тарелки. Вместо традиционного набора барабанов оркестр использует комбинацию тимбалов и ударных теноров для создания средних частот звучания ударной секции, известной как «Средние голоса» или «Миддлы».

Популярность

На Кубе термин «paila» чаще всего используется для обозначения инструмента, известного как тимбалес. Этот музыкальный инструмент приобрел известность благодаря выдающемуся музыканту по имени Тито Пуэнте, которого считают легендарным «Королем Мамбо». Пуэнте был мастером владения тимбалесами и стал известен своим уникальным подходом к их игре. Он создал инновационный музыкальный стиль, который включал тимбалесы, тарелки и металлические (пластиковые) коробочки.

Сегодня в музыкальной индустрии можно услышать не только пару тимбалов, но и тройки и даже большее количество. Музыканты с удовольствием экспериментируют с этим инструментом в своем репертуаре, добавляя в музыку уникальные звучания и ритмы.

Среди самых популярных игроков на тимбалах можно выделить таких как Х.Л. Кинтана, Р. Баррето, А. Валдес. Их мастерство и техника игры вдохновляют слушателей и прививают им истинную любовь к музыке, расширяя и обогащая музыкальный вкус аудитории.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий