История музыкального инструмента Боуран, кто его придумал и когда

Боуран Ударные

Боайран, бодран, боуран (bodhrán) — пустотелый одномембранный барабан, который распространен во многих культурах по всему миру. Его использование в современной традиционной музыке в основном связано с игрой на нем Шона О’Риады, который предпочитал его пружинному барабану в своих аранжировках для «Ceoltoiri Cualann» (позже «Чифтейнз»), которые исполнялись в кейли-бэндах.

В прошлом бодраны были связаны с ежегодными набегами ряженых или Крапивников, которые били в них, чтобы создавать больше шума — ирландское слово bodhrán переводится как «глухой» или «оглушительный». Шум иногда усиливался ударами по бортику в стиле тамбурина, и поэтому в некоторых частях Ирландии бодран иногда называют тамбурином. Фактически, историки предполагают, что bodhrán является измененным видом ‘bourine.

Слово «bodhrán» имеет несколько вариантов произношения на гэльском языке, что отражается в нескольких вариантах транскрипции на русский. Вариант «бойран» примерно соответствует произношению в Донеголе, «боран» — на западе страны, «боуран» — на западном побережье Корка, «бауран» — в остальных регионах юга. Для англоговорящих слово является иностранным, и нет единого варианта произношения.

Из-за особенностей орфографии гэльского языка в русском языке часто используются неправильные транскрипции — «бодран», «бодхран» и тому подобные, а также варианты с ударением на последний слог. Ни одна из них не стала языковой нормой, а с течением времени такие ошибки встречаются все реже.

История инструмента

Существует несколько теорий о происхождении инструмента, известного как боуран (bodhrán):

Боуран

  1. Инструмент происходит из Африки и попал в Ирландию через Испанию.
  2. Инструмент возник в Средней Азии и был привезен в Ирландию кельтскими мигрантами.
  3. Инструмент развился в деревенской Ирландии из сельскохозяйственного оборудования, такого как сито для зерна.
  4. Существует предположение, что боуран использовался ирландскими войсками во время Ирландского восстания 1603 года в качестве военного барабана. Также считается, что боураны использовались для ритмического аккомпанемента военным волынщикам, произошедший от старых военных барабанов.

Несмотря на различные теории происхождения, боуран начал получать широкое распространение в народной музыке только в середине XX века, когда возрос интерес к традиционной ирландской музыке. Значительный вклад в популяризацию боурана внес музыкант и общественный деятель Шон О’Риада и его группа «Ко́лтори Ху́олон» в 1960-х годах. Позднее многие группы ирландского фолк-возрождения, такие как «The Chieftains», «The Bothy Band», «Planxty», включили боуран в свой репертуар.

Именно под влиянием Шона О’Риады барабан и стал называться боураном. До этого его часто называли просто тамбурином или использовали для обозначения различных сельскохозяйственных предметов, которые можно было использовать в качестве импровизированных ударных.

Первая известная запись ирландской музыки с использованием боурана была сделана в США в 1927 году исполнителем Джоном Рейнольдсом из Карлоу. В игре на боуране преобладает использование рук, иногда также применяются палочки, а в некоторых случаях могут применяться экзотические техники.

С течением времени металлические тарелочки на корпусе были удалены, а боуран стал популярным инструментом, играющим важную роль в музыкальной культуре Ирландии и за ее пределами. Мастера-изготовители и музыканты-исполнители продолжают активно развивать данный инструмент и технику игры на нем.

Устройство

Боуран принадлежит к категории рамочных барабанов (frame drums). Обычно он имеет круглую форму и изготавливается из дерева с одной стороны обтянутого кожей. Диаметр боурана обычно составляет от 35 до 45 см (от 14 до 18 дюймов), а ширина обода варьируется от 9 до 20 см (от 3,5 до 8 дюймов). В качестве материала для кожи барабана используется козлиная кожа, иногда также могут применяться кожа лошади, жеребенка, осла, оленя или борзой грейхаунд. С обратной стороны боурана может быть установлена перекладина или крестовина.

Основной характеристикой боурана, как музыкального инструмента, является не только его конструкция, но и техника игры на нем. В то время как происхождение самого барабана может быть связано с различными культурами (понятно, что аналогичные барабаны можно найти во многих культурах по всему миру), техника игры на боуране сформировалась в основном в ирландской музыкальной традиции и является чисто ирландским ноу-хау.

Техника игры

Для справедливости следует отметить, что не существует единой универсальной техники игры на боуране, однако можно выделить общие принципы и черты, которые характеризуют большинство методов игры.

Игра на боуране производится, либо рукой (что более архаичный способ), либо палочкой (типпером). Существует большое разнообразие способов игры с палочками, включая различные формы и размеры палочек, а также способы их удержания. Обычно, только одна рука используется для ударов по мембране, в то время как другая рука поддерживает инструмент и может демпфировать кожу с внутренней стороны, что изменяет характер звука и тон боурана.

Игра на боуране

Техника игры, при которой одна рука наносит удары, а другая изменяет звук, существенно определяет звучание боурана. Это делает боуран уникальным среди других барабанов, так как он обладает широким спектром звуковых возможностей. В мире ударных инструментов с возможностью изменения тона можно вспомнить африканский talking drum, индийскую каджиру, но, возможно, и это не полный список. Поэтому тон и характер звука при игре на боуране играют важную роль, позволяя взаимодействовать с мелодическими инструментами и обеспечивать ритмическую основу для музыки.

В акустическом ансамбле боуран часто играет роль басовой составляющей, так как на нем можно играть басовые линии, изменяя тон. Donal Lunny, музыкант и продюсер, ввел понятие «bass bodhran», показав, как можно использовать боуран для создания басового звучания. Существует также альтернативный стиль игры на боуране, напоминающий технику игры на среднеазиатских рамочных барабанах, где используются только пальцы. Этот стиль был введен Гленом Велезом, одним из величайших перкуссионистов нашего времени.

В некоторых случаях, как в джазовой музыке, с боураном можно выступать в соло-режиме. Это может быть интересным и эффектным приемом, однако, рекомендуется использовать его сознательно и ответственно.

Благодаря своим уникальным возможностям, боуран сегодня активно популяризируется и завоевывает сердца перкуссионистов по всему миру. Школы и мастер-классы по боурану проводятся не только в Ирландии, что свидетельствует о растущем интересе к этому музыкальному инструменту. Хотя боуран сравнительно молод в истории ирландской музыки, он стал одним из наиболее узнаваемых символов ирландского фолка.

Возможные предшественники

Бодхран — один из наиболее простых типов барабанов, схожих с рамочными барабанами, которые широко используются в северной Африке и на Ближнем Востоке, а также имеющих аналоги в инструментах, используемых в арабской музыке и традициях Средиземноморского региона, например, музыка Греции и других стран. Более крупные формы барабана встречаются в иранском инструменте daf, на котором играют пальцами, без использования палочек. Традиционные кожаные барабаны, которые изготавливаются некоторыми коренными американцами, также имеют сходство в дизайне с бодхраном.

Также существует гипотеза о том, что источником возникновения инструмента могут быть лотки для кожи, которые использовались в Ирландии для переноски торфа. Самые ранние бодхраны, вероятно, были просто кожей, натянутой на деревянную раму без каких-либо средств крепления. В Корнуолле существовал рамочный барабан crowdy-crawn, который также использовался для уборки зерна и был известен еще в 1880 году.

Питер Кеннеди наблюдал подобный инструмент в Дорсете и Уилтшире в 1950-х годах, где он был известен как «барабан-загадка», а загадка представляла собой большое сито для отделения частиц почвы от камней и других материалов.

Доротея Хаст утверждает, что до середины двадцатого века бодхран в основном использовался, как поднос для отделения мякины при выпечке, для сервировки блюд и для хранения продуктов или инструментов. Она отмечает, что его использование как музыкального инструмента ограничивалось ритуальным применением в сельской местности. Хотя самые ранние свидетельства его использования за пределами ритуала относятся к 1842 году, широкое распространение в качестве музыкального инструмента бодхран получил только в 1960-х годах, когда им начал пользоваться Шон О’Риада.

Популярность

До XVII века не существует известных упоминаний о конкретном названии барабана «бодхран». В то время как различные типы барабанов, на которых играли руками или палочками, использовались в Ирландии с древних времен, сам бодхран не приобрел широкого признания, как законный музыкальный инструмент до возрождения ирландской традиционной музыки в 1960-х годах, когда он стал известен благодаря музыке Шона О’Риады и другим музыкантам.

Вторая волна возрождения ирландской традиционной музыки в 1960-х и 1970-х годах привлекла внимание к виртуозной игре на бодхране, особенно благодаря группам, таким как Ceoltóirí Chualann и The Chieftains.

Растущий интерес привел к созданию LP записей, доступных международной общественности, после чего бодхран стал признанным инструментом по всему миру. В 1970-х годах виртуозные музыканты, такие как Робин Мортон из The Boys of the Lough, Кристи Мур из Planxty и Джонни «Ринго» МакДонах из De Dannan, продолжили развивать технику игры на бодхране.

Хотя бодхран наиболее популярен в Ирландии, он приобрел популярность в мире кельтской музыки, в Шотландии, Кейп-Бретоне, Северной Новой Шотландии, Ньюфаундленде и острове Принца Эдуарда. В Южной Англии барабаны были распространены, как сопровождение традиционной танцевальной музыки. В юго-западной Англии существовал аналогичный инструмент, сделанный из рамы садового сита, известный как «барабан-загадка». В традиционной музыке Корнуолла они известны как «crowdy-crawn»; изначально они использовались для хранения различных предметов. Бодхран также нашел свое применение в галисийской кельтской музыке, часто сопровождая гайту гальегу (галисийскую волынку).

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий