История музыкального инструмента Клавинет, кто его придумал и когда

Клавинет Клавишные

Клавинет – разновидность клавикорда с электрическим усилением, созданная Эрнстом Захариасом и производившаяся компанией Hohner с 1964 по 1982 год. Этот музыкальный инструмент использует резиновые накладки, каждая из которых соответствует определенной клавише и при нажатии на нее, накладка ударяется по специальной точке струны, создавая звук. Клавинет был разработан, как реплика клавикорда из эпохи Возрождения.

Изначально клавинет был предназначен для использования дома, но позже он стал популярен на сцене. Его использовали для имитации звучания электрогитары с помощью клавиатуры. Он стал особенно известен благодаря музыке Стиви Уандера, который активно применял его в своих произведениях, включая хит «Superstition» 1972 года. Также клавинет был широко используем в жанрах рок, фанк и регги в 1960-1970 годах. В настоящее время существует индустрия по обслуживанию этого инструмента, несмотря на доступность современных цифровых клавишных, способных имитировать звучание клавинета.

История создания

Предок клавинета, известного как клавесин, был клавишным струнно-щипковым инструментом, а сам клавинет – инновацией нового времени. Инструмент был создан в 60-х годах XX века музыкантом и изобретателем Эрнстом Захариасом, родившимся в маленьком городе недалеко от Гамбурга. Производство клавинетов осуществлялось немецкой компанией Hohner Musikinstrumente GmbH & Co., в которой Захариас работал с 1954 года.

Клавинет

Клавинеты были доступны на рынке музыкальных инструментов с 1964 по начало 80-х годов и представлены семью моделями:

  1. Clavinet I (1964 г.);
  2. Clavinet II (1965 г.);
  3. Clavinet L (1968 г.);
  4. Clavinet C (1968 г.);
  5. Clavinet D6 (1971 г., самая популярная модель);
  6. Clavinet E7 (1978 г., существуют переходные модели в корпусе E7, но маркированные как D6);
  7. Clavinet Duo (1981 г., или по другим данным – 1978 г., представляющий собой гибрид клавинета и Hohner Pianet T, другого изобретения Захариаса).

Клавинет впервые привлек внимание в музыке с треком «Superstition» известного американского певца и композитора Стиви Уандера, записанным на Clavinet C. Этот инструмент стал особенно популярным в жанрах диско и фанка, но в течение долгого времени его игнорировали в исполнительской классической музыке.

В 80-е годы клавинет был вытеснен сценическими цифровыми синтезаторами и сэмплерами, но в 90-х годах, с возрастающим интересом к музыке диско, он вновь стал популярным. После прекращения производства клавинетов, компания Hohner использовала марку для выпуска электронных и цифровых клавишных инструментов без электромеханических функций воспроизведения, таких как японские цифровые пианино Clavinet DP, выпущенные в конце 80-х годов. В 1986 году Hohner полностью прекратила производство клавишных инструментов.

Хотя клавинеты более не производятся, они до сих пор ценятся знатоками музыки и имеют высокую стоимость на вторичном рынке. Многие современные синтезаторы включают в себя пресеты «clav» или «clavinet», имитирующие звучание этого уникального инструмента. Множество известных исполнителей и групп, включая Боба Марли, Билли Престона, Стиви Уандера, The Rolling Stones, Led Zeppelin и Pink Floyd, использовали клавинет в своих музыкальных композициях.

Описание инструмента

Клавинет — электромузыкальный клавишный инструмент с тональным диапазоном в 5 октав, относящийся к семейству клавесинов. По своей конструкции, клавинет напоминает электрифицированный клавикорд. Имея деревянный корпус и клавиатуру в стиле фортепиано с обычно 60 клавишами, клавинет оснащен короткими стальными струнами, рядом с которыми расположены электронные датчики. При нажатии на клавиши, специальные молоточки ударяют по струнам, создавая звук. Длина инструмента составляет около полутора метров. Одной из особенностей клавинета являются клавиши-качели, которые могут изменять звучание. Настройка инструмента осуществляется с использованием специального ключа, аналогичного отвертке.

Звучание клавинета характеризуется острым и перкуссионным тоном, что делает его менее подходящим для легато. Вибрато можно достичь, качая клавиши. Податливость клавиатуры, несмотря на ее жесткость, позволяет музыканту контролировать звук даже после нажатия. Этот тональный диапазон инструмента подходит как для классической музыки, так и для импровизаций.

Игра на клавинете

Клавинет стал широко распространенным лишь в семидесятые годы, и пока еще не весь его потенциал и спектр применения были полностью исследованы. Однако, его роль больше связана с ритмической секцией, чем с мелодическими элементами. Музыканты, играя на клавинете, испытывают непередаваемые ощущения. Гибкая, но одновременно чувствительная клавиатура реагирует на каждое движение, вплоть до послекасания, обладая настоящей механической чувствительностью, свойственной времени создания инструмента. Энергичное воздействие на клавиши заставляет молоточки немного менять строй струн, создавая подобие pitch bending, как в клавикордах XVIII века. Вибрато можно достичь, качая клавиши.

Однако, настоящее преимущество клавинета заключается в том, что весь спектр тембров находится в руках исполнителя. Острая, перкуссионная, стальная природа звучания клавинета делает его аналогом «Стратокастера» среди клавишных инструментов. Многие гитаристы, включая Лени Кравица и Джеффа Бэка, активно используют звучание клавинета в сочетании с гитарными выступлениями.

Требуется постоянная забота о настройке клавинета, так как инструмент является механическим. Настройка осуществляется с использованием поставляемого в комплекте ключа, похожего на отвертку. Замена струн может быть немного утомительной, но, соблюдая технику игры, это требуется редко. Молоточки иногда могут трескаться при сильных ударах, и их можно заменить. При открытой крышке следует проверить струны на наличие коррозии и убедиться, что пазы для клавиш не деформированы. Разрывы обмоток звукоснимателей не являются редкостью, но их можно заказать через интернет, а новые датчики теперь выпускаются в виде «хамбакеров» с улучшенным подавлением наводок.

Известные исполнители

Клавинет неразрывно связан с именем Стиви Уандера, особенно благодаря его хиту 1972 года «Суеверие», где инструмент занимает центральное место и служит основным риффом и аккомпанементом к песне. Этот трек включает несколько слоев Clavinet C и требует, чтобы Уандер и другой клавишник играли на двух клавинетах одновременно, чтобы воссоздать аранжировку при живых выступлениях. Уандер начал использовать клавинеты в конце 1960-х годов, когда искал клавиатурный инструмент, способный воспроизводить звуки, близкие к гитарным. Первоначально он внедрил их в песню «Shoo-Be-Doo-Be-Doo-Da-Day» (1968). Кроме «Superstition», клавинет использовался в других его треках, таких как «Higher Ground», где он применял педаль фильтра Mutron III, а также широко использовался в альбоме «Talking Book».

С 1970-х годов компания Hohner начала использовать изображения Уандера в своей рекламе клавинетов. В 21 веке Уандер продолжает записываться и выступать с клавинетами, имея в арсенале несколько моделей. Его основной сценический инструмент — это индивидуально изготовленный D6 с модифицированными предусилителями и высококачественными пленочными конденсаторами. D6 питается от 9-вольтовой батареи вместо сетевого питания, что помогает избежать заземлительных петель и связанных с ними помех.

В 1975 году клавишник Дэйв Макрей использовал клавинет в песне «The Funky Gibbon» в исполнении группы The Goodies, и это звучало очень похоже на игру Стиви Уандера. Боб Марли и The Wailers применили клавинет в своей песне «Could You Be Loved» (1980), основываясь на риффе, исполненном Эрлом Линдо, и влиянии Уандера, который в свою очередь написал трек «Master Blaster (Jammin’)».

Клавинет активно использовался в музыке жанра фанк и часто сопровождался педалью вау-вау. Он можно услышать в песнях таких артистов, как Билли Уизер и его трек «Используй меня», а также в музыке Funkadelic, включая их песню «Радостный процесс». Билли Престон также применял клавинет в нескольких своих песнях, таких как «Outa-Space» (1972) и «Ду Ду Ду Ду Ду Ду Ду Ду (сердцеедка)» (1973) группы The Rolling Stones.

Многие другие музыканты и группы, включая Херби Хэнкока, Эмерсона, Лейка и Палмера, Чика Кориа, The Termites, Гарта Хадсона, Кита Эмерсона, Джорджа Дьюка и Питера Хэммилла использовали клавинет в своей музыке, придавая ей свой уникальный звук и характер.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий