Верджинел — музыкальный клавишный инструмент, являющийся одним из вариантов клавесина. Он был широко популярен в Англии и Нидерландах. Верджинел обычно представляет собой прямоугольный ящик без ножек, который размещают на столе. Этот инструмент оснащен одной клавиатурой и имеет диапазон до четырех октав. Он издает нежный и серебристый звук.
История создания
История создания верджинела уходит в прошлое. Первое упоминание об этом инструменте содержится в трактате чешского энциклопедиста Павла Пражского «Книга о двадцати искусствах» примерно в 1463 году. В этом тексте говорится: «Вирджинал — разновидность клавикорда с металлическими струнами, создающими звук, аналогичный клавесину. Он имеет 32 хора струн, которые производят звук при нажатии клавиш и приятно звучат с учетом тональности и полутонов. Назван он Виргинальным (virginale) из-за своего нежного и приятного звучания, аналогичного сладкоголосой девушке».
Термин «верджинел» впервые упоминается на английском языке в 1530 году, когда король Генрих VIII приобрел пять таких инструментов. Первоначально верджинелы ставились на стол для игры, но более поздние модели были оборудованы собственными ножками. Популярность верджинела достигла своего пика во второй половине XVI и первой половине XVII веков. Этот период был характеризован развитием так называемой «школы верджинелистов» в Англии, и среди выдающихся представителей были Уильям Берд, Джон Булл, Орландо Гиббонс, Жиль Фарнеби и Томас Томкинс.
Наиболее значимые сборники музыки для верджинела, созданные в этот период и в ближайшем после нем, включают в себя «Вирджинельную книгу Фицуильяма» (содержащую 297 композиций, созданную не позднее 1625 года), «Книгу леди Невел» (1591 год) и сборник «Партений» (около 1611 года).
В XVIII веке верджинел стал известен и в Германии, а в России до революции этот инструмент также назывался «виргинал».
Описание инструмента
Вирджинал, который иногда транскрибируется как верджинел (от английского virginal, происходящего от слова «virgin» — «дева» или «барышня»), представляет собой античный клавишный струнный музыкальный инструмент и является старой английской версией спинета. Композиторы XVI-XVII веков, создавшие музыку для этого инструмента, называются вирджиналистами. Одним из наиболее значимых рукописей с нотной музыкой для верджинала является Вирджинальная книга Фицуильяма.
Вирджинал обычно имеет один комплект струн и одну клавиатуру. В отличие от мюзелара, клавиатура на верджинале располагается слева от центра. В Англии до XVII века термин «virginal» (а также во множественном числе «virginals») использовался для обозначения любых клавишных инструментов с струнами (например, клавесина). В современной терминологии верджинал — это инструмент с струнами, расположенными перпендикулярно клавишам, в отличие от клавесина и спинета.
Устройство и звучание
Верджинел, также известный, как вергинал (от английского «virginal», происходящего от слова «virgin» — «дева» или «барышня»), представляет собой небольшой клавишный инструмент, который был одним из предшественников современного фортепиано в своем устройстве и методе звукоизвлечения. Обычно верджинел имеет прямоугольную форму, чаще всего без ножек, и одну клавиатуру (мануал).
На каждую ноту инструмента приходится по одной струне, и струны располагаются по диагонали от левой стороны к правой. Корпус верджинела обычно украшен богатой инкрустацией и живописью. Диапазон этого инструмента обычно не превышает четырех октав. Во время игры верджинел без ножек помещали на стол.
Звук верджинела, хоть и слабее, чем у клавесина, но громче, чем у спинета. Существует два основных вида верджинела:
- в одном из них клавиатура располагается справа от центра корпуса, и струны защипываются ближе к середине, что создает глуховатый звук;
- в другом варианте клавиатура находится слева от центра, а струны защипываются ближе к краю, что придает звуку нежность и серебристость, делая его похожим на звук арфы или лютни.
Звукоизвлечение на верджинеле осуществляется с помощью специального стержня из вороньего пера или кожаного плектра, который при нажатии клавиши цепляет нужную струну.
Существуют также «двойные» верджинелы, представляющие собой комбинацию двух однотипных верджинелов или одного обычного и второго меньшего, настроенного на октаву выше. Такой инструмент позволял играть, как одному исполнителю, так и двум, что позволяло создавать музыку для четырех рук.
В XVI-XVII веках верджинел был широко популярен в Нидерландах и Англии среди музыкальных энтузиастов и профессиональных музыкантов для домашних выступлений. Известные верджиналисты, такие как Уильям Берд, Джон Булл, Джон Фарнаби и другие, создали богатое музыкальное наследие для этого инструмента. Английская верджинальная музыка эпохи Елизаветы I даже получила прозвище «первый золотой век клавишной музыки». Даже сама королева Елизавета I проявляла умение играть на верджинеле, а ее музыкальные навыки восхищали свидетелей.
В XVIII веке верджинел был популярен также в Германии, где он назывался «Jungfern- und Frauenzimmer-Clavier» или «Комнатный клавир девушек и женщин».