История музыкального инструмента Электропиано, кто его придумал и когда

Электропиано Клавишные

Электрическое фортепиано представляет собой музыкальный инструмент, работа которого основана на электромеханическом принципе. Оно создает музыкальные звуки при помощи механических механизмов, которые затем преобразуются в электрические сигналы с использованием звукоснимателя.

Важно отметить, что, в отличие от цифровых фортепиано, электрическое фортепиано не является электронным инструментом, а полагается на электромеханическую систему.

Первые электрические фортепиано были разработаны в конце 1920-х годов. Один из ранних примеров — это электрический рояль Нео-Бехштейн, выпущенный в 1929 году. Вероятно, самой ранней моделью без струн был Vivi-Tone Clavier, созданный Ллойдом Лоаром.

Многие из этих инструментов изначально разрабатывались, как более доступная и портативная альтернатива традиционному фортепиано. Они использовались в учебных заведениях, включая музыкальные школы, а также для развлечения раненых в военных госпиталях, например, как фортепиано Гарольда Родеса. Электрические фортепиано также были популярными на гастролях в местах, где не было доступа к обычным фортепиано.

Электропиано

Пик популярности электрических фортепиано наступил в конце 1950-х и достиг своего максимума в 1970-х годах, что связано с ростом интереса к «электрическому» звучанию в музыке. Однако в 1980-х годах они начали уступать место электронным фортепиано, которые могли воспроизводить звуки фортепиано без движущихся частей и связанных с ними проблем.

В настоящее время большинство оригинальных электромеханических фортепиано были заменены цифровыми электронными сценическими фортепиано, которые привлекли внимание благодаря своим компактным размерам, легкости и универсальности. Тем не менее, в 2009 году фирма Rhodes Music Corporation возобновила производство новой линейки электромеханических фортепиано, известных как Rhodes Mark 7.

История создания

Первые попытки создания электромеханических инструментов уходят в XIX век. В начале XX века начали появляться действующие электромеханические фортепиано. Основной целью разработки таких инструментов было сделать фортепиано компактнее, более легким в производстве и, следовательно, доступным для большего числа людей. Кроме того, инженеры стремились придать инструментам способность создавать различные звуковые оттенки. Интересно, что почти все эти электромеханические фортепиано были разработаны энтузиастами-инженерами, многие из которых были также музыкантами. Возможно, именно поэтому многие из этих инструментов были такими успешными и пользовались популярностью на протяжении десятилетий.

Ранние электромеханические фортепиано, в основном, представляли собой традиционные рояли или пианино, в которые были встроены специальные звукосниматели определенного типа. В конце 1920-х и начале 1930-х годов в Германии начали массово производиться подобные инструменты, такие как Neo-Bechstein и Vierling-Forster Electrochord. Первый использовал электромагнитные звукосниматели, в то время как второй был оборудован электростатическими звукоснимателями и имел возможность управления тембром и огибающей звука.

Игра на электропиано

В конце 1920-х годов в США инженер Ллойд Лоар из компании Gibson разработал электромеханическое фортепиано, где вместо струн использовались металлические язычки. Этот инструмент, известный как Vivi-Tone Clavier, был производим короткое время собственной фирмой Лоара. В Англии компания Selmer выпускала в конце 1930-х годов фортепиано под названием Pianotron, оснащенное электростатическими звукоснимателями.

Несмотря на то, что все эти инструменты были функциональными, они не вызвали большого интереса, так как в период между двумя мировыми войнами общественное внимание было сосредоточено на совершенно иных событиях и вопросах.

Wurlitzer

С периода с начала 1950-х по конец 1960-х годов наступил золотой век электромеханических инструментов, и именно в это время они достигли пика популярности, так как не существовало конкурирующих альтернативных конструкций. Это господство электромеханических инструментов было нарушено только во второй половине 1960-х годов с появлением доступных транзисторных электроинструментов.

Прорыв в развитии электромеханических инструментов в 1950-х годах, когда они стали популярными, во многом был связан с Бенджамином Франклином Месснером. Уже в начале 1920-х годов он имел патенты в области радиосвязи и проводил эксперименты с установкой звукоснимателей в гитары и фортепиано. Впоследствии он страстно увлекся созданием электроинструментов и создал для этой цели специальную лабораторию. В 1931 году Месснер запатентовал конструкцию фортепиано без звукоснимателей и усилителя, и позже заменил струны на металлические язычки, подобно тому, как это сделал Ллойд Лоар.

Идеи Месснера привлекли внимание крупной американской компании Wurlitzer, которая приобрела его патенты и права на конструкцию электропиано. В США имя Wurlitzer, в основном, ассоциируется с органами для кинотеатров и музыкальными автоматами, но фирма также занималась производством и распространением акустических и электрических инструментов, включая электрогитары, электроорганы и электропиано. Среди них только электропиано стало широко распространенным.

Первая серийная модель электропиано Wurlitzer была выпущена в 1954 году (по другой информации в 1955 году), что означает, что она появилась почти на десять лет раньше, чем модели Rhodes. Все модели Wurlitzer имели клавиатуру из 64 клавиш (за исключением редкой учебной модели 106 с клавиатурой в три с половиной октавы), использовали миниатюрную версию рояльной механики, где молоточки били по металлическим язычкам, и колебания этих язычков преобразовывались в электрические сигналы при помощи электростатических звукоснимателей. Все модели также имели педаль сустейна, которая работала аналогично той, что у традиционных фортепиано, поднимая демпферы. Отличительной чертой от инструментов Rhodes было наличие встроенного усилителя и динамиков во всех моделях Wurlitzer.

Электропиано Wurlitzer

Первые модели из серии 100 Wurlitzer электропиано были оснащены массивным деревянным корпусом и одним задним динамиком. В ранних версиях использовались ламповые усилители, но в последующих моделях их заменили на транзисторные. На основе этих моделей также выпускались домашние инструменты из серии 700, которые имели классический дизайн акустических пианино. Интересно, что помимо педали сустейна, эти модели также имели soft-педаль, которая создавала эффект электронным, а не механическим способом. В 1968 году началось производство инструментов новой серии 200, которые благодаря корпусу из пластмассы весили всего 25 кг. Модель 200 была доступна в четырех различных цветах (черный, темно-зеленый, красный и бежевый), но вскоре ее сменила модель 200А с усовершенствованным усилителем и только черным корпусом. Именно модель 200А стала самой популярной и часто ассоциируется с брендом Wurlitzer.

Помимо инструментов, предназначенных в первую очередь для выступлений на концертной сцене (называемых Wurlitzer «профессиональными»), также производились специальные электропиано для учебных заведений (модели 205, 206, 207, 214, 215). Они были предназначены для обучения музыке, где инструмент каждого ученика мог быть подключен к инструменту преподавателя, который мог их прослушивать индивидуально и общаться с учениками через микрофон. В основном, эти учебные модели были аналогичны моделям 200 и 200А, но имели дополнительную акустическую систему, аналогичную той, что использовалась в инструментах Rhodes Suitcase, и коммутацию для объединения в общую систему. Со временем эти инструменты утратили свою актуальность, х начали переделывать в стандартные 200А, убирая акустическую систему и добавляя тресколо, который либо отсутствовал, либо был отключен на учебных моделях. Эти модели имели бежевый или зеленый цвет, что позволяло легко отличить их от оригинальных 200А. Несмотря на это, в наше время часто производится перекрашивание инструментов Wurlitzer, включая их окраску в цвета, которые изначально не применялись.

На базе 200-й серии также создавались домашние электропиано (серия 300), которые выпускались в Германии для местного рынка и теперь встречаются очень редко. Также существовала модель 270, которая представляла собой Wurlitzer 200, встроенный в корпус кабинетного рояля Butterfly, который Wurlitzer выпускал в 1920-х годах. Этот инструмент включал в себя встроенный усилитель и два динамика диаметром 8″. В целом, электромеханический тон-генератор таких электропиано, как Wurlitzer, имел компактные размеры, и его установка в корпус рояля была не слишком практичной, поэтому Wurlitzer 270 остается единственным известным случаем электромеханического рояля за всю историю.

Из-за клавиатуры, имеющей пять октав с небольшим запасом, Wurlitzer гораздо компактнее по сравнению с Rhodes. С одной стороны, это облегчает его переноску, но, с другой стороны, ограничивает диапазон исполнителя. Основное различие между Rhodes и Wurlitzer заключается в их уникальных характеристиках.

Wurlitzer, в сравнении с Rhodes, имеет более сложную механику, состоящую из около 3200 деталей, что делает его выразительным инструментом. Однако, для его настройки требуется больше опыта, и эту задачу может выполнить только квалифицированный специалист. Настройка Wurlitzer еще сложнее из-за использования разных размеров язычков для каждой ноты, на которые наносится припой для регулировки высоты тона. Это требует точности, чтобы избежать короткого замыкания между соседними звукоснимателями. В случае Rhodes для настройки достаточно сместить стройную пружину вдоль иглы.

Wurlitzer обладает более ярким звуком по сравнению с Rhodes, который также сильно меняется в зависимости от силы нажатия клавиш. Rhodes традиционно использовался в джазовой музыке, как солирующий инструмент, в то время как Wurlitzer чаще применялся в рок-музыке, и его звук хорошо сочетается с электрогитарой. Однако, для игры с большой экспрессией, что часто требуется в рок-музыке, может потребоваться особое мастерство, так как это может привести к повреждению язычков.

С первыми упоминаниями о Wurlitzer электропиано связан музыкант и композитор Сан Ра, который использовал его в своих работах «Индия» и «Сбываются мечты». В 60-х и 70-х годах Wurlitzer часто присутствовал на многих записях, включая такие композиции, как «Что я сказал» (Рей Чарльз), «Милосердие, милосердие, милосердие» (The Cannonball Adderly Quintet/Joe Zawinul), «Останься со мной» (The Faces), «Радость миру» (The Chantays), «Ленивое воскресенье» и «Оловянный солдат» (The Small Faces), «На вершине мира», «Суперзвезда» и «Билет к путешествию» (The Carpenters), «Чувствую себя сильнее каждый день» (Chicago), «Сделай это снова» (Steely Dan), «Логическая песня» и «Прощай, незнакомец» (Supertramp), «Время» и «Деньги» (Pink Floyd, Wurlitzer 200A даже можно увидеть в комнате главного героя в фильме «The Wall»), «Старая смеющаяся леди» и «Смотри на небо, собирающееся дождаться» (Нил Янг), «Китайские шашки» (Booker T. and the MG’s), «Сбой» и «Ты не знаешь, как это чувствовать» (Tom Petty and the Heartbreakers) и на многих других записях. Этот инструмент остается популярным и продолжает использоваться как в студиях, так и на концертных площадках. Множество частных компаний специализируются на обслуживании и ремонте этих инструментов, а также производстве запчастей для них.

Rhodes

Электромеханические пиано Rhodes считаются наиболее известными и популярными инструментами в этой категории. Их создание приходится на конец 40-х годов, когда американский инженер и музыкант Гарольд Родес разработал инструмент, который впоследствии был запущен в серийное производство в середине 60-х. Rhodes электропиано сыграли важную роль в истории электронных инструментов и оказали значительное влияние на развитие популярной музыки.

Электропиано Rhodes

Электропиано от Rhodes всегда были широко используемыми инструментами, а многие известные музыканты прибегали к их помощи. Например, джазовый пианист Чик Кориа использовал Rhodes, как основной инструмент на альбомах «Light As A Feather» и «Return To Forever», а также во многих других записях. Другие известные музыканты, такие как Херби Хенкок, Джон Пол Джонс из Led Zeppelin, Tom Coster и группа The Doors, также часто использовали Rhodes в своих работах.

Звук Rhodes может сильно различаться в зависимости от многих факторов. Это связано с тем, что разные экземпляры Rhodes могут иметь разные характеристики звучания, даже если они одной модели и были выпущены в одно и то же время. Кроме того, конструкция Rhodes позволяет регулировать положение вибраторов (tines), что позволяет изменять тембр инструмента в широком диапазоне. И, наконец, звук Rhodes часто обрабатывается различными эффектами, такими как гитарные комбо усилители (чаще всего Fender Twin Reverb и Roland JC-120) и гитарные педали, такие как вау-вау и фейзер.

Несмотря на свой культовый статус, цены на Rhodes в настоящее время остаются относительно доступными и варьируются от 600 до 1500 долларов, в зависимости от состояния инструмента и региона продажи. В США цены на Rhodes часто бывают ниже, чем в других странах.

Dyno-My-Piano

Когда речь идет о Rhodes, нельзя не упомянуть Dyno-My-Piano. В 70-х и 80-х годах, под этим общим брендом, Chuck Monte выпускал модернизированные версии электропиано Rhodes, Wurlitzer, Hohner и Yamaha. Особенно популярными стали Dyno-Rhodes, их количество достигало тысяч, и они были владельцами таких известных музыкантов, как Joe Zawinul, George Duke, Tom Coster, Rick James, Russell Ferrante (Yellowjackets), Larry Dunn (Earth, Wind & Fire). Chuck Monte начал с закупки больших партий Rhodes непосредственно на заводе, а когда спрос стал огромным, он начал проводить обучающие курсы для техников, включая их приезд из других стран, чтобы обучить их модернизации Rhodes.

Dyno-My-Piano

Прежде всего, Monte проводил тщательную настройку механики и расположения игл относительно звукоснимателей. Это позволяло достичь одинаковой громкости по всей клавиатуре и усилить уровень обертонов. Затем устанавливался активный эквалайзер, который, в сочетании с регулировкой игл, позволял значительно расширить возможности вариации тембра по сравнению со стандартными моделями.

Monte также предлагал установку Percussion Pedal, устройства, которое музыканты активировали коленом во время игры. Этот механизм сдвигал раму с вибраторами относительно молоточков и звукоснимателей, радикально изменяя тембр инструмента.

Другие опции включали установку эффекта Tri-Stereo Tremolo с возможностью выбора различных типов модуляции, стереовыход и дополнительный вход для внешних эффектов. Для владельцев Mk I, желающих установить второй инструмент, предоставлялась возможность переделки корпуса, чтобы он приобрел плоскую верхнюю панель и другой внешний вид.

Также существовали другие опции, такие как замена динамиков в моделях Suitcase, встроенные блоки хоруса, дисторшна и вау, интерфейс для подключения к синтезатору, а также источник питания для всего дополнительного оборудования (Rhodes имеют пассивную схему) и наборы для подавления шумов и помех.

Инструменты, модернизированные Monte, пользовались большим спросом, но с закрытием Rhodes в 1985 году он вынужден был завершить свою деятельность.

Hohner Cembalet

Третьими по популярности в 60-х годах, после Rhodes и Wurlitzer, были электромеханические инструменты от западногерманской компании Hohner. Разработкой этих инструментов занимался музыкант и изобретатель Эрнст Захариас. Первый из них, созданный Захариасом, назывался Cembalet. По своей сути, он представлял собой что-то среднее между традиционным клавесином и электропиано Wurlitzer. Для создания звука в Cembalet использовались металлические язычки, резиновые плектры и электростатические звукосниматели. После отпускания клавиш, колебания язычков подавались на звукосниматели, и каждая клавиша имела свой демпфер, как на настоящем клавесине. Однако, подобно клавесину, Cembalet не реагировал на динамику исполнения.

Hohner Cembalet

Сам инструмент был весьма прост в использовании с единственной кнопкой для включения тремоло. Снизу Cembalet можно было подключить опциональный усилитель с динамиком. Существовала также домашняя модель Cembalet II, которая включала в себя встроенный усилитель, динамики и педаль экспрессии. Производство Cembalet началось в ФРГ в 1961 году, и эти инструменты можно услышать в таких композициях, как «Do Wah Diddy Diddy» (Manfred Mann), «I’m Into Something Good» (Herman’s Hermits), «Go Buddy Go» и «No More Heroes» (The Stranglers).

Также была создана копия Hohner Cembalet в ГДР, выпущенная известным производителем аккордеонов Weltmeister. Главным отличием этих инструментов было использование электромагнитных звукоснимателей вместо электростатических. Существовало несколько версий под общим названием Claviset, включая модель с встроенным комбоорганом Matador (производства Farfisa) и необычный басовый инструмент, подобный Rhodes Piano Bass, но на основе конструкции Hohner. Его корпус был спроектирован так, что его можно было подвешивать на ремне, как гитару. Weltmeister Claviset были единственными серийными электропиано из Восточной Европы. Кстати, эти инструменты, импортированные в Англию, продавались под тем же названием, что и электропиано Pianotron компании Selmer, которое они выпускали в 30-х годах.

Hohner Pianet

Эрнст Захариас, неудовлетворенный конструкцией Cembalet, принял решение разработать новый инструмент, возможно, частично вдохновленный ранним Vivi-Tone Clavier Ллойда Лоара. Получившее название Pianet, это новое устройство внешне практически не отличалось от Cembalet, обладая 61 клавишей, но охватывая другой диапазон (F1-f3 вместо С1-сЗ), и не имело педалей сустейна. В начале производства в 1962 году Pianet не позиционировался как замена Cembalet, и оба инструмента выпускались одновременно.

Основным конструктивным отличием Pianet от Cembalet было использование в последнем липких пэдов вместо плектров. Эти липкие пэды, состоящие из кусочков резины и кожи, пропитанных специальным клеем (содержание которого Hohner держал в секрете), использовались для возбуждения колебаний язычков. При нажатии на клавиши пэд тянул язычок вверх, вызывая его вибрацию. После отпускания клавиш, пэды возвращались в исходное положение под действием пружин и приклеивались к язычкам, действуя как демпферы. Несмотря на стойкость клея, с течением времени пэды требовали замены. Имея принципиальные различия в конструкции, Pianet и Cembalet обладают схожим звучанием. Заметное различие проявляется только при сильных ударах по клавишам, когда тембр Pianet может напомнить звучание Wurlitzer. Для получения приемлемого звучания Pianet часто подключали к гитарному комбо усилителю или использовали с гитарными педалями, как и многие другие электромеханические пианино с аналогичным принципом работы.

Производство Pianet продолжалось около 20 лет и включало в себя шесть моделей, которые имели общую конструкцию, но отличались деталями. Pianet L, например, оборудовался электростатическими звукоснимателями, имел деревянный корпус прямоугольной формы, встроенный усилитель и динамик. Pianet С отличался от модели N только конструкцией ножек. Pianet N, в свою очередь, практически полностью копировал Cembalet, но имел поднимающуюся крышку клавиатуры, которая выполняла функцию пюпитра и придавала инструменту его характерный внешний вид. Как и в случае с Cembalet, для Pianet также предлагалась акустическая система, крепившаяся снизу инструмента.

Hohner Pianet

Combo Pianet представлял собой концертную версию этого инструмента, лишенную крышки клавиатуры, тремоло, динамика и ножек. Его предполагалось устанавливать на электроорганы в качестве дополнительной клавиатуры, и по внешнему виду он напоминал Clavinet D6 без управляющих органов. Вероятно, это самый легкий и компактный электромеханический инструмент, когда-либо созданный.

Последние модификации, Pianet M и Pianet T, использовали электромагнитные звукосниматели и пэды другой конструкции, что придало им некоторое отличие в звучании по сравнению с ранними моделями. Pianet M был представителем домашних электропиано с встроенными динамиками, в то время как Pianet T, скорее, был разработан для выступлений на концертной сцене и имел корпус, напоминающий Combo Pianet, но обтянутый черным искусственным кожзаменителем.

Несмотря на схожесть звучания Hohner Pianet с Wurlitzer, он уступает ему в выразительности. Клавиатура Pianet, из-за уникальной механики, сильно отличается по ощущениям от всех остальных электропиано, и не может точно имитировать механику фортепиано. Тем не менее, Pianet остается наиболее компактным и легким электромеханическим пианино, и его цены значительно ниже, чем у ставших классическими Rhodes и Wurlitzer (чаще всего около 200-300 долларов).

Производство Pianet завершилось в начале 80-х годов. На сегодняшний день этот инструмент практически не известен широкому кругу музыкантов, но в 60-х годах он пользовался большой популярностью. Его использовали как начинающие музыкальные группы, для которых Pianet представлял собой доступную альтернативу настоящему фортепиано, так и известные группы, включая The Beatles («The Night Before, You Like Me Too Much», «I Am the Walrus» — Hohner Pianet N), ZZ Top («Cheap Sunglasses» — Hohner Pianet T), The Zombies («She’s Not There» — Hohner Pianet C), The Kingsmen («Louie, Louie» — Hohner Pianet L).

Hohner Clavinet

Самым известным из инструментов, созданных Эрнстом Захариасом, является Clavinet. Этот инструмент приобрел популярность благодаря увлечению Захариаса искусством галантного музицирования, характерным для светского общества XVIII века. Cembalet и Pianet не удовлетворяли его требованиям, поэтому он решил разработать более серьезный инструмент, способный выразить даже самые тонкие нюансы исполнения. В тот момент, когда был разработан Clavinet, нельзя было предвидеть, что он станет одним из самых важных клавишных электроинструментов и останется неотъемлемой частью популярной музыки 70-х и 80-х годов.

Сначала Захариас создал прототип, который назвал Claviphon. Этот инструмент был по конструкции очень близк к традиционному клавикорду, но был оборудован звукоснимателями и фильтрами для изменения тембра. На его основе был разработан упрощенный вариант Clavinet, и в 1965 году началось серийное производство, которое продолжалось до 1982 года. Было выпущено семь моделей, среди которых наиболее популярной была D6 (см. статью «Clavia Nord Electro 2» в МО за февраль 2004 года), хотя модель E7, выпущенная в 1977 году, представляла собой более совершенный вариант с измененной электроникой, снижением уровня шума и была более подходящей для выступлений в турне.

Среди моделей также был Clavinet L, который имел дизайн, вдохновленный классическими клавикордами XVIII века. Этот инструмент предназначался для домашнего использования и включал в себя встроенный динамик и усилитель.

Hohner Clavinet

Модель С, выпущенная с 1968 года, приобрела известность благодаря использованию ее Стиви Уандером на альбоме «Talking Book». Наиболее интересной моделью был Pianet-Clavinet Duo, который объединял в себе два инструмента: Clavinet и Pianet. Этот необычный инструмент содержал как струны, так и язычки, а каждая клавиша имела свой молоточек и пэд. У Pianet-Clavinet Duo были собственные регуляторы громкости и отдельные выходы, а также общий выход для обоих инструментов и стереовыход, позволяющий разделить Clavinet и Pianet по панораме. Pianet-Clavinet Duo предлагал разнообразные настройки D6, а также две кнопки и четырехпозиционный переключатель, что позволяло переключаться между звуками Clavinet и Pianet с помощью педали или создавать уникальные комбинации обоих инструментов, включая возможность разделения клавиатуры и смешивания звуков (при этом верхняя часть клавиатуры воспроизводила оба звука, а нижняя только Pianet). Pianet-Clavinet Duo можно услышать в композиции «Like Clockwork» группы The Boomtown Rats.

Как и в случае с Pianet, Clavinet раскрывает свой потенциал в полной мере при использовании внешней обработки звука. Особенно хорошо этот инструмент совмещается с гитарными педалями вау-вау и фильтрами, обладающими функцией повторителя. Также удачными считаются результаты, достигаемые с помощью фейзера и фленджера. Clavinet широко используется в рок- и поп-музыке, особенно в жанре диско, и является неотъемлемой частью таких стилей, как фанк-рок и регги.

Список музыкантов, которые использовали Clavinet, включает в себя множество известных имён в мире рок- и поп-музыки. Среди наиболее известных артистов, которые прибегали к этому инструменту, можно назвать The Who, Rolling Stones, T-Rex, Bob Marley, Bee Gees, ABBA, James Brown, George Duke, Eddie Jobson и Jamiroquai. Одним из ярких примеров использования Clavinet является композиция «Superstition» Стиви Уандера, а также его треки «Shoobee-doobee-do-da-day» (считающийся одним из первых, записанных с использованием Clavinet), «Maybe Your Baby», «You Haven’t Done Nothing» и «Higher Ground». Замечательные исполнения на Clavinet можно услышать в музыке Херби Хенкока, в частности, на его альбоме «Secrets». Джон Пол Джонс использовал Clavinet D6 при записи песен «Custard Pie», «In The Light» и «Trampled Under Foot», демонстрируя всю его мощь. Также этот инструмент часто звучал на концертах Led Zeppelin под управлением Джона Пола Джонса. Культовый арт-роковый клавишник Кит Эмерсон играл на Clavinet в композициях «Tank» и «Nut Rocker».

Из-за трудности имитации звука Hohner Clavinet с помощью современных синтезаторов, старые инструменты по-прежнему остаются востребованными. На сегодняшний день Clavinet D6 в хорошем состоянии может стоить от 1000 до 1500 долларов. В начале 2000-х Hohner продал всю оставшуюся производственную линию Clavinet частной компании, которая теперь занимается выпуском запчастей для этих инструментов. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Clavinet будет использоваться еще долгое время.

Hohner Electra-Piano

Hohner Electra-Piano производилось с конца 60-х по начало 80-х годов. По своей конструкции, оно скорее сходно с Wurlitzer, чем с предыдущими электромеханическими инструментами от Hohner, поскольку в его механизме используются и язычки, и молоточки. Основное отличие Electra-Piano от других моделей заключается в том, что оно имеет корпус, аналогичный обычному пианино, в котором размещены четыре динамика и 20-ватный усилитель. У клавиатуры Electra-Piano 72 клавиши (F1-e4), и, в отличие от других инструментов, в нем нет органов управления для изменения тембра, а только регулятор громкости. Интересно, что в этой модели, кроме обычной педали сустейна, также есть и мягкая педаль, как у Wurlitzer 700.

Hohner Electra-Piano

Помимо базовой модели, существует очень редкий концертный вариант Electra-Piano T, который не оснащен динамиками и усилителем и имеет значительные механические отличия от основной модели.

Hohner Electra-Piano стал известным благодаря знаменитой композиции «Stairway To Heaven» группы Led Zeppelin. Кроме того, этот инструмент можно услышать в песнях «Misty Mountain Hop», «Down By the Seaside» и «No Quarter». Для создания характерного звучания в последней из перечисленных композиций, звук Electra-Piano проходил через фильтр синтезатора EMS VCS3, который модулировался с использованием LFO. Джон Пол Джонс считал, что Electra-Piano обладает лучшей клавиатурой среди всех аналогичных инструментов и предпочитал использовать его в студии. Однако, на гастролях с Led Zeppelin этот инструмент никогда не использовался, так как он был неудобен для перевозки, и его заменяли на Rhodes, а позже на Yamaha CP-70B.

Способы формирования звука

Способы формирования звука в электропиано разнообразны:

  • Удар по струне. Электрические фортепиано, такие как Yamaha, Baldwin, Helpinstill и Kawai, имеют струны и молоточки, что делает их похожими на классические рояли и пианино. У этих моделей вибрация струн преобразуется в электрический сигнал через пьезоэлектрические звукосниматели или электромагнитные звукосниматели. Электрические фортепиано Helpinstill также обладают декой и напоминают электрогитары своим сплошным корпусом. Все эти инструменты стремятся к близкому к акустическому фортепиано тембру.
  • Удар по язычку. Электрические пианино Wurlitzer используют плоские стальные язычки, по которым бьют фетровые молоточки. Язычки входят в прорези металлической пластины, формируя электростатический (емкостный) звукосниматель, к которому прикладывается напряжение 170 вольт. Эта уникальная конструкция создает приятный тембр, который напоминает вибрафон при спокойной игре и может достигать дребезжащего резонанса при экспрессивной игре. Настройка язычков производится путем увеличения или уменьшения массы припоя на конце язычка, что требует определенных навыков и опыта.
  • Удар по камертону. В инструментах Фендер-Родес звук создается ударом по вилке с двумя вибрирующими частями: иглой и тонбаром. Игла, выполненная из упругой стальной проволоки, подвергается удару, а вибрации передаются через тонбар, что увеличивает длительность звучания ноты. Молоточек с неопреновым наконечником наносит удар по игле. Каждая игла имеет свой собственный электромагнитный звукосниматель для захвата звука. Инструмент Родес-пиано имеет уникальный и узнаваемый звук, с большой длительностью звучания и особенным «рычанием» при экспрессивной игре. Инструмент Electra-Piano компании Хонер также использует подобную систему, но с металлическими язычками вместо игл, и его звук находится посередине между Родес и Wurlitzer.
  • Щипок язычка. В оригинальном Pianet от Hohner использовались специальные липкие площадки, изготовленные из невыделанной кожи, которые крепились на подложку из вспененной резины. Эта кожа была пропитана вязким силиконовым маслом, что позволяло ей прилипать к металлическому язычку. При нажатии клавиши эти площадки тянули язычок вверх, заставляя его вибрировать. При отпускании клавиши площадка действовала, как демпфер. Эти инструменты использовали систему электростатических звукоснимателей, подобную той, что использовалась в инструментах Wurlitzer. Тембр Pianet напоминает звучание Wurlitzer, но более яркий и быстро затухающий из-за отсутствия педали сустейна. Некоторые более поздние модели, такие как Pianet T, использовали силиконовые присоски вместо липких площадок и электромагнитные звукосниматели, что делало звук более насыщенным, подобным инструментам Родес.
  • Другие электрические клавишные инструменты. Кроме Pianet, существуют и другие электрические клавишные инструменты. Например, клавесины и клавикорды. Один из них — Baldwin «Solid-Body Electric Harpsichord» или «Combo Harpsichord», имел алюминиевую раму и два набора электромагнитных звукоснимателей. Звук этого инструмента напоминал электрическую гитару и часто использовался в современной камерной музыке. Clavinet от Hohner, по сути, был электрическим клавикордом, где резиновая площадка под каждой клавишей прижимала струну к металлической наковальне, вызывая вибрации. Два электромагнитных однокатушечных звукоснимателя, расположенных над и под струнами, снимали звук, который затем усиливался и фильтровался перед подачей на вход гитарного усилителя.

Техника и стили игры

Звучание большинства электрических фортепиано существенно отличается от звучания акустических инструментов, аналогично тому, как звучание электрических гитар отличается от акустических. Это привело к тому, что электрические фортепиано приобрели свою собственную музыкальную идентичность, а не просто остались портативными версиями акустических фортепиано, к которым можно было бы подключить усилитель.

Например, Родес-пиано позволяет создавать длительные и «плавающие» аккорды, которые невозможно воспроизвести на акустическом инструменте. С другой стороны, Clavinet от компании Хонер известен своим характерным набором перкуссионных риффов и ритмико-мелодических элементов, которые больше ассоциируются с фанковым стилем игры на ритм-гитаре и слэповой игрой на басу, чем с традиционной игрой на клавишных инструментах.

Ранние модели Wurlitzer имели ламповые усилители, которые можно было нацеленно перегружать, что создавало характерный дисторшн в звуке. В то время, как более поздние модели с транзисторными усилителями не могли полностью воссоздать «жирный» звук ламповых версий, они предлагали полезную функцию тремоло, придающую звуку эмоциональную насыщенность.

Как выбрать

Электронное пианино обладает следующими характеристиками:

  • Требует подключения к сети переменного тока (напряжение 220 В).
  • Для начала игры необходимо нажать кнопку «ВКЛ» и затем регулировать громкость с помощью соответствующего регулятора.
  • Может воспроизводить разнообразные звуки, включая фортепиано, скрипку, электроорган, вибрафон и ударные, в зависимости от выбранного звукового набора.
  • Не содержит струн, и, следовательно, не требует сложной настройки с использованием воды или ламп накаливания, а также регулярных визитов к настройщику.
  • Оборудован тяжелой клавиатурой, аналогичной классическому фортепиано, а не легкой синтезаторной клавиатурой.

Причины, по которым стоит выбрать цифровое пианино:

  • Позволяет учиться музыке, как дома, так и в музыкальных школах или училищах.
  • Обеспечивает возможность игры в наушниках, что удобно в любых условиях.
  • Легко перемещать без необходимости помощников, а некоторые модели даже можно убирать в шкаф.
  • Клавиши могут иметь разный вес, в зависимости от регистра, что делает игру более комфортной.
  • Некоторые модели позволяют записывать музыкальные аранжировки.
  • Качество звучания зависит от встроенного процессора, мощности и качества встроенных динамиков, что также влияет на стоимость инструмента.

Для использования в музыкальных школах электропиано должно иметь следующие характеристики:

  • Клавиатура с тяжелой молоточковой механикой на 88 клавиш, где каждая клавиша имеет свой вес и сопротивление.
  • Клавиатура, реагирующая на силу нажатия, что влияет на громкость звучания.
  • Две или три педали (стандартно — три).
  • Натуральное звучание, чаще всего достигаемое за счет более высокой стоимости.

Звучание

Звучание электрических пианино можно разделить на три основные категории:

  1. Бюджетные модели, которые доступны по цене до 45 000 рублей. Эти инструменты обычно имеют корпус из пластика, что может быть связано с техническими ограничениями или стремлением производителя внедрить больше функций в более доступную модель.
  2. Компромиссные варианты, ценой от 40 000 до 80 000 рублей. Такие пианино подходят как для музыкальных школ, где установлены минимальные требования, так и для самостоятельной практики и совершенствования навыков. Они обычно имеют корпус из дерева и крышку для клавиш.
  3. Максимально натуральные и выразительные модели, стоимостью от 80 000 до 120 000 рублей и более. Эти инструменты предлагают высокое качество звучания с помощью качественных динамиков большого диаметра и современных технологий обработки звука, таких как звуковой процессор с 256-нотной полифонией. Иногда они также включают эффекты, такие как «межструнный резонанс», а также имеют регулируемые крышки и резонирующие деки. Клавиши в таких моделях часто изготавливаются из дерева, что придает им еще больше натуральности.
Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий