Валиха — мадагаскарский струнный щипковый инструмент, изготовленный из бамбука. Он состоит из бамбуковых секций и струн и широко распространен не только на Мадагаскаре, но и в других частях мира. Музыканты из Юго-Восточной Азии также играют на подобных инструментах, что свидетельствует о широкой популярности валихи за пределами Мадагаскара.
Исходно валиха считается индонезийским инструментом. Он был привезен на Мадагаскар из Индонезии в IX веке и с тех пор стал одним из наиболее популярных музыкальных инструментов на острове.
История появления
Валиха — мадагаскарский струнный щипковый инструмент, являющийся разновидностью трубчатой цитры. Его происхождение связывается с Индонезией, откуда он был привезен на Мадагаскар в IX веке и стал широко распространен среди местных жителей. В период XVI-XVII веков, когда на острове возникло несколько самостоятельных государств, музыкальное искусство на Мадагаскаре переживало свой расцвет. При королевских дворах проводились роскошные музыкальные представления, устраивались балы, а также формировались придворные хоры. В это время начали появляться школы, обучающие игре на валихе, и развивалась традиция профессионального музыкального исполнительства.
Валиха, появившаяся на Мадагаскаре после миграции малайцев, имеет сходство с несколькими малайско-индонезийскими инструментами, а также с инструментами горных народов Вьетнама и индийского округа Бастар (бхуябаджа).
Инструмент использовался в религиозных обрядах для привлечения внимания добрых духов. Верили, что только определенные по тембру инструменты способны вызвать нужных духов. Валиха представляла собой цилиндрический отрезок полого бамбукового ствола, на который крепились полоски коры, служащие струнами, защипываемыми пальцами. Современные валихи, такие как те, что хранятся в Российском национальном музее музыки, обычно снабжены металлическими струнами, а их корпус украшен выжженными изображениями домов и деревьев. В прошлом игра на валихе часто сопровождалась религиозными обрядами на Мадагаскаре, используясь для общения с духами умерших предков.
Однако, в настоящее время валиха потеряла свое религиозное значение и стала преимущественно светским музыкальным инструментом. С получением Мадагаскаром независимости в 1960 году возрос интерес к сохранению традиционного наследия, включая валиху. Она стала частью многих современных национальных ансамблей и используется наряду с другими инструментами. По всему острову можно встретить музыкантов, играющих на валихе, что свидетельствует о его продолжающейся популярности и важности в культуре Мадагаскара.
Конструкция и разновидности
Валиха, мадагаскарский струнный щипковый инструмент, изначально изготовлялся с использованием волокон бамбука, которые закреплялись с помощью щепок. В XXI веке, когда профессиональные струны были недоступными, для изготовления валихи стали использовать металлические жилы из кабелей, таких как боуден-тросы. На восточном побережье Мадагаскара, вблизи Туамасины, местные мастера создают валихи из металлических кровельных листов. В отличие от традиционных валих, они имеют форму параллелепипеда, а не цилиндра, и струны натягиваются только на одной из его граней. При этом струны для левой и правой руки музыканта располагаются отдельно.
Этническая группа антандрой и другие южные народности Мадагаскара разработали собственную разновидность валихи под названием «маро вани» (что в переводе означает «много струн»), которая изготавливается из сосновых планок. Маро вани имеет прямоугольное сечение и использует более толстые струны из жил промышленных кабелей.
Валиха не имеет фиксированного строя, применяются различные местные и европейские системы строения, включая равномерно темперированный строй.
Как играть
Что касается игры на валихе, то инструмент относится к семейству цитр, которые являются струнными инструментами. Струны расположены вдоль корпуса инструмента, параллельно ему. Для игры на валихе используются перебор и удары по струнам пальцами. Инструменты семейства цитр обычно оснащены резонаторами для усиления звука.
Валиха также бывает оснащена струнами, изготовленными из бамбука, также как и сам корпус. Струны крепятся на обоих концах инструмента и поднимаются над корпусом при помощи небольших подставок, изготовленных из дерева или высушенной тыквы. Применение тыквы в изготовлении валихи, как и других африканских инструментов, придает звуку инструмента особую красоту и тембр.
Для игры на валихе важно правильно держать инструмент, держа его вертикально и перебирая струны кончиками пальцев. Валиха состоит из трех основных компонентов: трубки, подставок и струн. Трубка, изготовленная из бамбука, является основной частью инструмента, подставки служат для поддержки струн, а струны, настроенные музыкантом, используются для игры на инструменте.
Исполнители
Ракотозафи (родившийся в 1938 году) — один из наиболее известных исполнителей XX века. Большинство из немногих записанных его выступлений были сделаны в прямом эфире в студии мадагаскарского радио. Еще одним из знаменитых музыкантов, играющих на валихе, является Сильвестр Рандафисон, который считается культурной иконой Мадагаскара.