Пипа – музыкальный инструмент, который является одним из самых популярных в Китайской народной музыке. Он относится к семейству струнных инструментов и имеет древнюю историю в китайской культуре.
Пипа (琵琶) — четырехструнный китайский музыкальный инструмент, принадлежащий к категории щипковых инструментов. Его также иногда называют «китайской лютней». Пипа является одним из наиболее известных традиционных музыкальных инструментов в Китае. Первые упоминания о пипе в литературе относятся к III веку, а первые изображения этого инструмента можно найти в искусстве V века. Однако прототипы пипы были существовали в Китае уже в конце III века до н.э.
Си Лю, музыкант из династии Восточная Хань (25 — 220 гг.), в своей книге «Определение терминов о музыкальных инструментах» предложил следующее определение названия инструмента: слово «Пипа» связано со способом игры на нем: «пи» (琵) означает движение пальцев вниз по струнам, а «па» (琶) — обратное движение вверх.
Что такое китайская пипа
Пипа — разновидность лютни, происходящая из Южного Китая. Ее можно использовать как для сольных выступлений, так и в составе оркестров или в сопровождении вокальных исполнений. В древности пипу часто применяли для сопровождения декламаций. Этот китайский струнно-щипковый инструмент обычно имеет четыре струны, и его название состоит из двух иероглифов: первый обозначает движение вниз по струнам, а второй — обратное движение вверх.
История создания
История происхождения пипы представляется несколькими версиями, но все они сопровождаются существенными разногласиями и противоречиями. Поэтому установить точное время возникновения пипы оказывается довольно сложной задачей.
Одной из наиболее популярных легенд, связанных с пипой, рассказывает о принцессе Лю Сицзюнь. Согласно этой легенде, ее выдали замуж за варварского царя, и перед ней предстояло долгое путешествие верхом на коне. Для того чтобы успокоить свои чувства в пути, была создана пипа, позволяющая ей играть на инструменте во время путешествия.
Лю Сицзюнь (劉細君, 123-101 до н.э.) была принцессой во времена династии Хань и автором стихотворения «Скорбные строки», в котором она выразила свою тоску по родным местам. Это одно из самых ранних стихотворений, приписываемых женщинам.
Инструмент пипа приобрел особую популярность во времена династии Суй (581—618) и достиг пика во времена династии Тан (618-907). Практически все музыкальные произведения той эпохи исполнялись на пипе. В это время были внедрены многочисленные усовершенствования, включая методику игры и расширение репертуара.
Музыкальные композиции на пипе были популярны среди китайского народа на протяжении многих веков. Во времена династий Мин (1368-1644) и Цин (1645-1911) различные школы игры на пипе с разными стилями преуспевали как на юге, в городах Уси, Сучжоу и Шанхае, так и на севере, в Пекине. Пальцевая техника для обеих рук достигла высокого уровня у мастеров каждой из школ, и современные методы игры на пипе, в основном, представляют собой слияние этих различных стилей.
Благодаря своему выдающемуся музыкальному качеству и элегантному внешнему виду, пипа распространилась и в другие страны. Так, в Японии появился аналогичный инструмент под названием бива, во Вьетнаме — дантыба, а в Корее — бипа.
В настоящее время пипа пользуется большой популярностью в центральной и южной частях Китая, и даже возник собственный музыкальный жанр «наньгуань» (南管), связанный с этим инструментом.
Устройство музыкального инструмента
Пипа демонстрирует множество общих черт с лютней, японским сямисэном и балалайкой, как в ее внешнем облике, так и в структуре.
По своей форме, китайская пипа напоминает грушу, но в отличие от лютни или балалайки, у нее отсутствуют резонаторные отверстия. Пипа оборудована четырьмя струнами, которые крепятся к корпусу с помощью колков и струнодержателей. Гриф пипы относительно короткий и зубчатый. Длина инструмента составляет примерно один метр, а ширина около 35 сантиметров. Благодаря своей компактности, пипу легко переносить.
Струны пипы обычно изготавливают из крученого шелка, хотя иногда используются и металлические струны. В современных моделях также могут применяться струны из нейлона, так как они придают инструменту громкий звук. Для извлечения звука из пипы используется плектр или медиатор, который представляет собой пластину из металла или пластмассы. В давние времена для игры на пипе музыканты использовали специальный коготь с особым профилем, который надевался на палец.
Ранее на пипе играли исключительно в горизонтальном положении, однако со временем это изменилось, и инструмент теперь используют в вертикальном положении. Процесс игры на этом инструменте требует сидячего положения, при этом музыкант поддерживает нижнюю часть корпуса на колене, а шейку пипы опирает на левое плечо.
Как звучит
Инструмент пипа, классический музыкальный инструмент Китая, обладает обширным диапазоном, охватывающим до четырех октав, и полноценной системой полутонов, что приближает его звучание к традиционной гитаре.
Музыкальные композиции, которые исполняются на пипе, характеризуются богатой лиричностью и уникальностью. Этот инструмент используется для исполнения не только лирических произведений в стиле «Вэньцю», но и марши и пьесы, которые соответствуют стилю «Вуцю». Первый стиль выделяется эмоциональной, медитативной и нежной музыкальной подачей, в то время как второй отличается драматизмом и мощностью.
Пипа благодаря своему звучанию часто служит идеальным сопровождающим инструментом для вокальных выступлений и декламаций. Сегодня пипу можно услышать, как в оркестрах и традиционных китайских ансамблях, так и в сольных выступлениях. Наиболее известными музыкантами, виртуозами на пипе, считаются китайская певица и композитор Линь Ди, а также китайская исполнительница Лю Фан.
Использование
Используя пипу, чаще всего исполняют сольные композиции. Инструмент обладает мелодичным и медитативным звучанием, и его применение распространено как в классической музыке, так и в жанрах, таких как рок и фолк.
Как играть
Музыкант, играя на пипе, сидит и опирает корпус инструмента на колено, а шейку пипы поддерживает на левом плече. Звук извлекается с помощью плектра или медиатора, хотя в древности игра на пипе осуществлялась при помощи специального когтя, надеваемого на палец.
Среди множества китайских инструментов пипа не только один из самых древних, но и один из наиболее популярных. На пипе играют как мужчины, так и женщины, и ее мастера могут создавать музыку, выражающую лирику, страсть, героизм и изящество, передавая разнообразные эмоции через звуки этого удивительного инструмента.
Музыканты
- Ванг Ли Хон (Wang Li Hong) — китайская поп-звезда, музыкант и актер, который также является мастером игры на пипе. Его талант и виртуозность на инструменте впечатляют, и он знаменит не только своими песнями, но и своим исполнительским мастерством.
- Шень Юй Хуань (Shen Yung Huang) — музыкальный коллектив, основанный в 2002 году на Востоке и Западе. Группа быстро приобрела популярность благодаря своему уникальному стилю, в котором сочетаются традиционные китайские инструменты, такие как пипа, с современными элементами и оркестровым звучанием.
- Ван Тонгли (Wang Tongli) — знаменитый мастер игры на пипе, исполняющий классическую музыку. Его техника игры и глубокое понимание стиля и культуры делает его одним из величайших пипистов на современной музыкальной сцене. Ван Тонгли известен своей экспрессивностью и эмоциональной интерпретацией произведений для пипы.
- Оркестр Китая (China National Traditional Orchestra) — это профессиональный музыкальный коллектив, состоящий из традиционных китайских инструментов, включая пипу. Оркестр исполняет как классическую музыку, так и современные композиции, демонстрируя богатство и красоту китайской музыкальной традиции.
- Ма Цзяинхуа (Ma Jiaxin) — талантливый молодой пипист, который уже стал известным на международной сцене. Его техника игры, звуковое воспроизведение и собственные аранжировки привлекают внимание публики. Ма Цзяинхуа активно работает над передачей древних традиций и новаторскими подходами к игре на пипе в современном контексте.
Музыкант | Информация |
---|---|
Ванг Ли Хон (Wang Li Hong) | Китайская поп-звезда, музыкант и актер, мастер игры на пипе. |
Шень Юй Хуань (Shen Yung Huang) | Музыкальный коллектив, сочетающий традиционные китайские инструменты с современными элементами и оркестровым звучанием. |
Ван Тонгли (Wang Tongli) | Мастер игры на пипе, исполняющий классическую музыку. |
Оркестр Китая (China National Traditional Orchestra) | Профессиональный музыкальный коллектив, исполняющий как классическую, так и современную китайскую музыку. |
Ма Цзяинхуа (Ma Jiaxin) | Молодой и талантливый пипист, работающий над передачей древних традиций и новаторскими подходами к игре на пипе. |