История музыкального инструмента Агого, кто его придумал и когда

Агого Ударные

Агого — бразильский музыкальный инструмент, изначально происходящий из племени йоруба в Западной Африке и уходящий своими корнями в V век до нашей эры. Его конструкция состоит из двух колокольцев, соединенных изогнутой ручкой в форме буквы U. Играть на агого следует, держа за место соединения колокольцев металлическим стержнем. Более высокий тон должен быть на верху, а более низкий — внизу. Звук извлекается с помощью деревянной или металлической палочки.

Данный инструмент использовался Максом Кавалерой на дебютном альбоме Sepultura, а также Дэвидом Бирном из Talking Heads (во время записей и концертов) и Нилом Пиртом во время выступлений Rush.

История инструмента

Агого, ставший символом Бразилии, родился на африканском континенте и был привезен в Америку рабами, для которых эти колокольчики имели сакральное значение. Перед тем как начать играть, требовался особый обряд очищения.

Агого

В африканской культуре агого ассоциировался с верховным богом Огуном, божеством войны, охоты и железа. Однако в Бразилии, где подобным богам не поклонялись, агого со временем потерял свою связь с религией и стал просто веселой музыкальной игрушкой, идеально подходящей для ритмических отбивок в самбе, капоэйре и маракате. Сегодня знаменитый бразильский карнавал невозможно представить без звуков агого.

Что такое агого

Агого — бразильский национальный музыкальный инструмент из категории ударных. Он состоит из пары колокольчиков конической формы разной массы и размера, соединенных между собой. При игре на агого, более мелкий колокольчик располагается сверху, и чем он меньше, тем выше звучание. Основные материалы, используемые при изготовлении этого инструмента, — дерево и металл.

Агого неотъемлемая часть бразильских карнавалов, где он используется для отбивания ритма самбы. Также звуки агого сопровождают традиционные бразильские единоборства капоэйра, религиозные обряды и танцы маракату. Звучание бразильских колокольчиков характеризуется резкостью и металлическим оттенком. Оно может быть сравнено с звуками ковбелла.

Этимология. Слово «agogô» на африканском языке йоруба обозначает колокол. В народе наго (Nagô), также принадлежащем к племенам йоруба и прибывшем в Бразилию из королевства Кету (современный Бенин), слово «akokô» имеет значение «часы», «время» или любой звук, издаваемый металлическим музыкальным инструментом.

Конструкция

Количество колокольчиков, составляющих конструкцию агого, может быть разным. В зависимости от их числа, инструмент классифицируется, как двойной или тройной. Также встречаются устройства, состоящие из четырех колокольчиков.

Колокола соединены между собой изогнутым металлическим стержнем. Отличительной особенностью является отсутствие язычка внутри, который обычно используется для извлечения звука у колокольчиков. Для производства звука по их поверхности ударяют деревянной или металлической палочкой.

Игра на агого

Агого в разных странах

Итальянский капуцин Кавацци был первым европейцем, который описал такой инструмент в своих отчетах о миссии в Анголе в XVI веке. В английском он известен как double-bell, а на французском — cloches. Широко распространенный среди многих народностей семьи банту, этот инструмент имеет разные названия: народы лунда и чокве называют его «рубэмбе» (Rubembe), в провинции Кабинда — «чингонго» (Chingongo), у других народов банту — «нгонжé» (Ngongê) или «нгонго» (Ngongo). В Дагомее, Нигерии и Судане двойной колокольчик известен как «нгомбе» (Ngombe).

  • В Бразилию агого был завезен рабами из Анголы, Конго и Мозамбика. Изначально он использовался в религиозных культах кандомбле в Баие и культе Шанго в Пернамбуку. Позже агого стал широко использоваться в афро-бразильских ритмах маракату (Maracatu) в Пернамбуку, где он также назывался «гонгé» (gonguê), «ган» (gan, gã) или «шерэ» (xeré).
  • В афро-бразильских религиозных культах кандомбле агого связывается с Ориша Огум (Orixá Ogum) и может носить название «ган» (Gã). Этот инструмент считается священным и должен пройти ритуал очищения перед использованием. Ритуал включает омовение листьями, травой, а также подношения растений, животных и минералов для приобретения «жизненной силы» (axé), необходимой для общения с духами во время транса.
  • В Баие агого был введен народом йоруба. Позже он нашел применение в макумбах Рио-де-Жанейро, игре для капоэйры в Баие и Рио-де-Жанейро, а также в макулеле. Кроме того, агого используется в афро-блоках афошэ (afoxé), а также в ритмах ижеша (ijexá) и агере (aguerê).

Роль ритма

В кандомбле агого играет ключевую роль в формировании ритмической основы, направляя атабаки (в ритуалах их используют три) в музыкальном пространстве и обладая статусом «маэстро» в перкуссионном ансамбле. Однако, до настоящего времени ни в одном исследовании о музыке кандомбле не встречается точной классификации руководящего ритма агого в организации музыкального сопровождения и его связи с ритуалами.

Ритмический узор, исполняемый на агого, является основой полиритмической структуры бразильской карнавальной самбы в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, а также неотъемлемой частью игры капоэйры и макулеле. Агого не является частью аккомпанемента самбы де рода, где основной ритм формируют пандейру и тарелка-нож.

В современной музыке

Дэвид Бирн, основатель группы Talking Heads, использовал агого, как часть аранжировки альбомов и в живых выступлениях.

Агого играет значительную роль в барабанных соло Нила Пирта на концертах группы Rush. Еще одним примером использования этого инструмента является композиция «Addicted To Drugs» группы Kaiser Chiefs. Соло на агого можно также услышать в песне «Daft Punk Is Playing at My House» LCD Soundsystem.

Интересные факты

Данный музыкальный инструмент, обладающий экзотической историей, окутан интересными фактами, связанными с его происхождением, путешествиями и современным использованием:

  • Этимология названия агого связана с языком африканского племени йоруба, где слово «agogo» означает «колокол».
  • Итальянец Кавацци стал первым европейцем, описавшим этот древний африканский инструмент, когда он прибыл в Анголу с христианской миссией.
  • По верованиям племени йоруба, звуки агого помогали богу Ориша воплотиться в человека.
  • Существуют специальные виды агого, которые могут быть закреплены на стойке и используются в составе барабанных установок.
  • Звучание деревянных версий агого значительно отличается от металлических конструкций, они обладают более сухим и плотным звуком.
  • Африканские колокольчики часто используются для создания современных ритмов, их можно услышать на концертах рок-музыкантов.
  • Первые экземпляры агого изготавливались африканскими племенами из больших орехов.

Простая африканская конструкция, состоящая из колокольчиков различного размера, быстро покорила сердца бразильцев и благодаря их инициативе стала популярной во всем мире. Сегодня агого не только профессиональный музыкальный инструмент, но и популярный сувенир, который с удовольствием приобретают путешественники в Южной Америке в качестве подарка своим близким.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий