Самбика, также известная, как самбука, представляла собой струнный щипковый инструмент, имеющий свои корни на Ближнем Востоке и широко распространившийся в Древней Греции и Риме. Данный музыкальный инструмент, иногда называемый также тригоном, и был принесен в греческую культуру с ближневосточных земель.
Описание инструмента
Самбика, или самбука, проявляла себя, как небольшой струнный инструмент с обычно коротким набором струн, чаще всего четырех-пяти, с высоким регистром звучания. Аристид Квинтилиан отмечал, что самбика считалась «женским» инструментом из-за ее происхождения и изящества звучания, которое достигалось на коротких струнах. Этот факт указывает на то, что самбика была популярна среди женщин, и в греческой, и в римской культуре, что подтверждается наличием специальных терминов для профессиональных исполнительниц: древнегреческое «σαμβυκίστρια» и латинское «sambucistria».
Часто классические авторы, включая греческих и римских, описывали самбику, как разновидность тригона, то есть треугольной арфы. Из-за отсутствия конкретных данных о ее конструкции и строе на сегодняшний день трудно дать более подробное описание самбики.
История происхождения
Изначально созданная в Древней Греции, самбика была небольшой треугольной арфой с особенно пронзительным звуком. Возникло множество историй о том, как была изобретена самбика, и трудно определить, какая из них соответствует действительности. Разные версии включают следующее:
- Евсевий приписывал изобретение самбики троглодитам (пещерным людям).
- Атеней утверждал, что изобретателя самбики звали Самбикс, а название инструмента происходит от его имени.
- Полибий сравнивал форму самбики с веревочной лестницей, тогда как некоторые ученые предполагали, что она напоминала форму лодки.
Поскольку самбика появилась настолько давно, различить факт от вымысла становится сложно. Интересно отметить, что термин «самбика» используется не только для обозначения данного музыкального инструмента, но также для описания средневекового струнного инструмента с ручным приводом и деревянного духового инструмента, созданного из дерева самбик.
Можно утверждать, что самбика является одним из самых загадочных и уникальных инструментов всех времен.
Другие значения термина
Кроме того, термин «самбика» использовался и для обозначения осадного орудия, так как его форма (корабль + лестница + натянутые канаты) напоминала данный музыкальный инструмент. Витрувий упоминал контуры самбики в своем знаменитом «мировом треугольнике» (schema trigonii mundo). В период Возрождения (1618 год) термин «самбука» использовал ботаником и любителем музыки Фабио Колонной для обозначения его экспериментального клавикорда.