История музыкального инструмента Баритон смычковый, кто его придумал и когда

Баритон смычковый Струнные

Баритон — музыкальный инструмент семейства виол, который оснащен симпатическими (бурдонными) струнами, их количество может варьироваться от 9 до 24, но чаще всего их бывает 12. Основное отличие баритона от других инструментов этого семейства, за исключением виолы д’амур, заключается в наличии этих симпатических струн, которые проходят под грифом инструмента, придавая ему характерный вид открытого короба.

Главная задача этих струн — усиливать звучание основных струн, которые обычно составляют 7 (реже 6), и которые играются с помощью смычка. Кроме того, симпатические струны могут использоваться для пиццикато, когда игрок прикасается к ним большим пальцем правой руки, в то время как основные струны звучат при помощи смычка. По размеру баритон сравнивается с виолончелью.

Исторически, баритон активно использовался в Европе до конца XVIII века. Однако он вышел из употребления из-за сложности техники игры и неудобства настройки большого количества струн, как игровых, так и бурдонных.

Баритон был излюбленным инструментом князя Эстерхази, который заказывал специальные произведения для этого инструмента, чаще всего в форме трио, у композиторов таких как Йозеф Гайдн и Луиджи Томазини.

История создания

Баритон — струнный смычковый музыкальный инструмент из семейства виол. Основное отличие баритона от других инструментов этого семейства заключается в наличии симпатических бурдонных струн, их количество может варьироваться от 9 до 24. Эти струны размещаются под грифом инструмента, создавая особое пространственное расположение. Это устройство помогает усилить звучание основных струн во время игры смычком. Кроме того, симпатические струны позволяют играть звуки при помощи пиццикато большим пальцем. К сожалению, исторические данные о баритоне ограничены.

Баритон смычковый

До конца XVIII века баритон пользовался популярностью в Европе. Венгерский князь Эстерхази был одним из его поклонников, и для него композиторы, такие как Йозеф Гайдн и Луиджи Томазини, создавали музыку, часто в форме трио, с участием баритона, виолончели и альта.

Луиджи Томазини, который был скрипачом и руководителем камерного оркестра при дворе князя Эстерхази, также вносил свой вклад в музыкальное наследие баритона. Изначально, композитор Йозеф Гайдн был критикуем за недостаточное внимание к созданию музыки для баритона, но позже он стал активно работать над этим. Его композиции часто состояли из трех частей, где первая игралась в медленном ритме, а следующая в быстром, или ритмы чередовались. Естественно с баритоном играющим важную роль, чем создавался необычный звуковой опыт в камерной музыке.

Считается, что князь играл на баритоне, Гайдн на альте, а виолончель была в руках придворного музыканта. Звучание трех инструментов иногда сливалось воедино, но в некоторых моментах создавало контраст. Гайдн оформил все свои произведения в виде пяти книг, которые стали наследством князя.

Со временем стиль игры на баритоне менялся в связи с улучшением мастерства князя Эстерхази в игре на этом инструменте. Первоначально композиции были простыми, но постепенно они становились более сложными, менялись тональности. Князь мастерски переключался между смычком и пиццикато во время исполнения.

Струнный баритон

Однако, из-за сложности игры и неудобств настройки большого количества струн, баритон вышел из употребления. Последнее его выступление состоялось в 1775 году. Копия инструмента до сих пор находится в замке князя Эстерхази в Айзенштандте.

Некоторые критики считают, что композиции, созданные для баритона, схожи между собой, в то время как другие утверждают, что Гайдн не ожидал, что его музыку будут исполнять за пределами дворца.

Общее описание

По внешнему облику баритон напоминает виолончель. Его форма, гриф и струны сходны с виолончелью, и инструмент устанавливается между ногами музыканта при игре. Главное отличие заключается в наличии симпатических струн, которые размещаются под грифом и используются для усиления звучания основных струн. Звук извлекается при помощи смычка, а из-за вертикального расположения баритона, техника игры ограничена. Симпатические струны могут быть сыграны большим пальцем правой руки.

Устройство инструмента

Конструкция баритона подобна виоле. Инструмент имеет условно овальный корпус с открытым резонатором для производства звука и обладает «талией», где смычок двигается. Баритон обычно имеет 7 основных струн, хотя иногда используют 6. Количество симпатических струн может варьироваться от 9 до 24. Резонансные отверстия часто имеют форму змейки. Гриф и головка грифа баритона более широкие, чем у его родственных инструментов, чтобы обеспечить натяжение всех струн, управляемое двумя рядами порожков.

Тембр баритона обладает насыщенным звучанием, схожим с вокальными характеристиками. В музыкальной литературе баритон обычно нотируется в басовом ключе из-за широкого диапазона, обеспеченного большим числом струн. Инструмент часто использовался в оркестровых композициях, а в произведениях Гайдна он часто играл соло, проявляя разнообразие ритмов от быстрого до медленного. Баритон также объединялся с другими инструментами семейства струнных, такими, как виолончель и альт, в составе оркестра.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий