Кавакинью, также известный как машети, представляет собой небольшой четырехструнный щипковый музыкальный инструмент. По одной из версий, его название происходит от испанского слова «palique» и означает «непрерывный, продолжительный разговор». Этот инструмент славится своей способностью издавать более пронзительную мелодию по сравнению с гитарой, что привело к его популярности во многих странах, включая Португалию, Бразилию, Гавайи, Мозамбик, Кабо-Верде и Венесуэлу.
История происхождения
Исторически, кавакинью является традиционным струнным инструментом Португалии, с его корнями в северной провинции Минью. Он относится к группе щипковых инструментов, так как звук производится путем щипка струн пальцами или медиатором.
Происхождение машети до сих пор остается неизвестным, однако предполагается, что инструмент был ввезен из испанской провинции Бискайя в качестве более доступной альтернативы дорогим гитарам и мандолинам. Так появилась упрощенная версия кавакинью. С XVI века он стал широко распространен в мире благодаря колонизаторам, а в XIX веке был внесен на Гавайский архипелаг иммигрантами. В каждой стране этот музыкальный инструмент имеет свои особенности, адаптируясь к местным музыкальным традициям и стилям.
Устройство
Кавакинью — небольшой четырехструнный португальский щипковый музыкальный инструмент, который является маленькой разновидностью кавако — гитары. Он получил наибольшее распространение в Португалии и Бразилии.
По своей форме и конструкции кавакинью напоминает уменьшенную гитару. Его размер составляет около 600 мм, он оснащен четырьмя металлическими струнами. Обычно используется колковый механизм, который работает по принципу червячной передачи, аналогично гитарам. В некоторых португальских вариантах кавакинью можно встретить механизмы с колками, как у португальских гитар. Длина мензуры составляет примерно 340 мм. Наиболее распространенный строй для португальского варианта — d2 — a1 — g1 — c1, для бразильского — d2 — h1 — g1 — d1. В португальской версии кавакинью обычно 12 ладов, а в бразильской — от 17 до 19. Звук извлекается, как с помощью плектра, так и с использованием пальцев.
Кавакинью часто используется в ансамблевой практике, выполняя, как аккомпанирующую, так и солирующую функции. Важную роль в популяризации кавакинью в XX веке сыграл бразильский композитор и виртуоз игры на этом инструменте Валдир Азеведу.
Виды
Традиционный португальский кавакинью легко узнать по его характеристикам: наличию эллиптического отверстия, грифа, который достигает деки, и 12 ладов. Игра на этом инструменте осуществляется методом удара по струнам пальцами правой руки, часто без использования плектра.
Данный музыкальный инструмент пользуется популярностью в Португалии и широко используется для исполнения как народной, так и современной музыки. Он применяется как для аккомпанемента, так и для исполнения оркестровых партий. В зависимости от региона Португалии может различаться строй кавакинью.
Привычный строй для португальского инструмента.
Струна | Нота |
Первая | C (до) |
Вторая | G (соль) |
Третья | A (ля) |
Четвертая | D (ре) |
В городе Брага используется иной строй, который отличается от общепринятого.
Струна | Нота |
Первая | D (ре) |
Вторая | A (ля) |
Третья | B (си) |
Четвертая | E (ми) |
Бразильский кавакинью имеет круглое отверстие, гриф заходит на деку к резонатору, и состоит из 17 ладов. Для игры на нем применяется плектр. Верхняя дека обычно не покрывается лаком. Этот вид кавакинью более распространен в Бразилии и используется в самбе вместе с другими струнными инструментами или как ведущий инструмент в жанре шоро. Он имеет свой уникальный строй, который отличается от португальского.
Струна | Нота |
Первая | D (ре) |
Вторая | G (соль) |
Третья | B (си) |
Четвертая | D (ре) |
Для сольных выступлений используется гитарный строй.
Струна | Нота |
Первая | E (ми) |
Вторая | B (си) |
Третья | G (соль) |
Четвертая | D (ре) |
Или берется мандолинный строй.
Струна | Нота |
Первая | E (ми) |
Вторая | A (ля) |
Третья | D (ре) |
Четвертая | G (соль) |
Кроме того, существуют и другие музыкальные инструменты схожей формы или принципа игры. Например, кавако — это разновидность кавакинью, отличающаяся меньшими размерами. Он часто входит в ансамбль при исполнении самбы.
Укулеле имеет форму, схожую с португальским кавакинью, но отличается строем струн.
Струна | Нота |
Первая | G (соль) |
Вторая | C (до) |
Третья | E (ми) |
Четвертая | A (ля) |
Куатро отличается от португальского кавакинью большим размером и популярен в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Он также имеет свой уникальный строй струн.
Струна | Нота |
Первая | B (си) |
Вторая | F# (фа-диез) |
Третья | D (ре) |
Четвертая | A (ля) |
Различные виды кавакинью и аналогичные инструменты обладают своими уникальными особенностями, они находят применение в разных музыкальных традициях и жанрах.