История музыкального инструмента Крезь, кто его придумал и когда

Крезь Струнные

Крезь — традиционный удмуртский струнный щипковый музыкальный инструмент, который напоминает гусли. Удмуртский крезь имеет полуовальную форму и имеет сходство с другими струнными щипковыми инструментами, такими как русские гусли или карельский кантеле. Слово «крезь» в удмуртском языке переводится как «песня» или «напев».

Общее описание

Музыкальный инструмент крезь традиционно создавался самими исполнителями, называемыми «крезьчи». Процесс изготовления крезя аналогичен способам производства гуслей у татар, чувашей и марийцев, распространенным в Поволжье. Инструмент имеет форму полуовала, его верхняя дека может быть длиной от 700 до 1000 мм и высотой от 350 до 500 мм. По бокам деки есть выступы, напоминающие лапки утки или лебедя. Для изготовления крезя часто использовались деревья, такие как ель, сосна и осина, иногда дуб, вяз и пихта. Деревянные детали подвергались нескольким процессам вымачивания в горячей воде и сушке в течение нескольких лет, после чего проводилась шлифовка.

Верхняя дека крезя могла иметь одно или несколько резонаторных отверстий, которые могли быть круглыми, полукруглыми, а также иметь форму кленового листа, креста или прямоугольника. Если дека делалась из нескольких частей, то резонаторное отверстие могло быть щелью между досками. Части корпуса склеивались, удерживались деревянными штифтами и иногда поперечной планкой внутри корпуса.

Крезь

На левой стороне верхней деки располагались колки для струн, а на правой стороне — струнодержатель высотой 15-20 мм, обычно с фигурным оформлением. Изначально крезь имел до 15 струн, изготовленных из сухожилий овец, баранов или коров, а также конского волоса. Ритуальные крези могли иметь до 35 струн, а некоторые культовые экземпляры даже имели до 12 дополнительных струн внутри резонаторного ящика. Позже в истории появились металлические струны.

Как играть

Для игры на крезе музыканты могли использовать несколько позиций: сидя, держа инструмент на коленях в наклонном положении, либо горизонтально, либо стоя, подвешивая его за шнур на шею. Для извлечения мелодии обычно применяли защипывание двух струн одновременно, используя большой и указательный пальцы правой руки. Левая рука использовалась для аккомпанемента, включая игру двойных басовых нот.

Характер звучания

Те, кто слушал крезь, описывали его звучание как чистое и светлое. Прослушивание этого инструмента вызывало ощущение, что все повседневные проблемы уходят на второй план, мысли становятся более глубокими и упорядоченными, а внутренний покой наступает. Именно этим магическим свойством крезь завораживает слушателей.

История происхождения

Первое упоминание о крезе находим в исследованиях В. С. Кошурникова и Б. Гаврилова в 1880-х годах. Культовый крезь был впервые обнаружен Ю. Вихманом у можгинских удмуртов в конце XIX века.

В 1989 году крезь был возрожден благодаря усилиям инструментоведа и педагога, заслуженного деятеля искусств Удмуртии С. Н. Кунгурова. Он разработал разные варианты инструмента, такие как прима, альт, бас, а также восстановил быдзым крезь, пыж-крезь, пукыч-крезь, кубыз и шулан.

В удмуртском фольклоре существует интересная легенда о происхождении первого крезя.

Современные версии этого инструмента были восстановлены на основе археологических находок, сделанных во время раскопок на месте древнего городища Иднакар, на глубине 110-120 см, и относятся к X веку.

Игра на крезе

Эта подставка была обнаружена в 1976 году в культурном слое дома, который находился в центральной части городища. Её размеры составляют 115,5 мм в длину, 20 мм в высоту и 8 мм в ширину верхней части. «Ножки» имеют ширину 12 мм, а расстояние между углублениями для струн составляет 12 и 14 мм, за исключением двух, где расстояние одинаково.

Подставка была изготовлена из тщательно обработанной кости и имеет форму, напоминающую лапки водоплавающей птицы в нижней части. Исходя из места находки, можно предположить, что этот инструмент мог использоваться как бытовой или принадлежать шаману. Точное положение струн на подставке указывает на специфику техники игры. Предполагается, что струны могли быть сделаны из конского волоса, животных кишок или сухожилий.

Анализ опор ножек подставки позволяет предполагать, что форма деки крезя была полуовальной, а символика формы указывает на связь с культом, связанным с птицами или водой. Этот инструмент, возможно, использовался в религиозных обрядах и культовых практиках.

Сергей Кунгуров, выпускник Петрозаводской консерватории, сыграл ключевую роль во вновь открывшемся интересе к инструменту крезь. Он восстановил различные виды этого инструмента, улучшил их и освоил их как исполнитель. Кунгуров также преподавал игру на крезе детям, написал учебник и организовал оркестр народных инструментов с ансамблем крезистов. За время своей деятельности он создал десятки крезей и стал одним из самых уважаемых исполнителей этого инструмента.

Разновидности

Искусствоведы выделяют два основных типа крезя: бытовой крезь, известный также как «покчи крезь» или «малые гусли», и культовый крезь, который называется «быдӟым крезь» или «великие гусли». Культовый крезь играл важную роль в религиозных обрядах удмуртского народа и хранился в родовых святилищах, известных как «куала». Его использование было обязательным в общественных молитвах, а игра на культовом крезе была прерогативой только мужчин. С другой стороны, бытовой крезь был более свободно доступным и мог использоваться в повседневной жизни или во время праздников. Обычно женщины играли на бытовом крезе.

Существует предание, что для создания культового крезя использовалась древесина ели, которая была повреждена молнией.

Специалисты также выделяют несколько вариантов крезя, таких как «крезь-юсь» в форме лебедя, «крезь-пыж» в форме лодки и «крезь-стол». «Крезь-юсь» отличается своим звонким сопрановым звучанием, в то время как «крезь-пыж» обладает альтовым и теплым звучанием.

Культовый крезь

Культовый крезь имеет особый статус среди всех традиционных музыкальных инструментов и обладает мистической и ритуальной значимостью. В течение многих веков этот инструмент играл ключевую роль в религиозных обрядах и обязательно сопровождал моления и выбор жрецов. Он использовался исключительно в религиозных целях, а мелодии, исполняемые на культовом крезе, были средством связи между людьми и божественным. Кроме того, культовый крезь служил инструментом при проведении религиозных обрядов, таких как «Гырыны потон», а также при выборе жрецов и других служителей языческих культов. Культовый крезь был сопровождением молитвенных напевов в родовом святилище. Он отличался большим размером и имел более 20 струн, что придавало его музыке объемное и стереофоническое звучание благодаря резонансу струн внутри резонаторного корпуса.

Бытовой крезь

Бытовой крезь свободно располагался в жилищах удмуртов и активно использовался как в повседневной жизни, так и во время различных праздников и обрядов. Обычно игрой на обычном крезе занимались в основном женщины. Этот инструмент становился неотъемлемой частью календарных и свадебных обрядов и обычно сопровождал песни, хороводы и танцы.

Конструкция бытового крезя была схожей с культовым, но отличалась меньшими размерами. Культовый крезь хранился в специальном святилище, известном как «куала», в то время как бытовой крезь хранился в избе, чтобы быть всегда под рукой. Оба типа инструментов имели верхнюю деку со струнами в форме полукруга и резонаторный корпус. Внутри корпуса, как правило, устанавливали несколько резонаторных струн.

Эти инструменты имеют свои аналоги и характерны для многих народов финно-угорской группы. Они были воспеты в песнях и эпосе и имеют богатую традицию использования в религиозных обрядах, которая уходит в глубокое прошлое до периода древнеуральской языковой общности.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий