История музыкального инструмента Масенко, кто его придумал и когда

Масенко Струнные

Масенко, также известный, как масинко, является однострунной смычковой лютней, которая широко распространена в музыкальных традициях Эфиопии. Данный музыкальный инструмент часто используется азмари — эфиопскими менестрелями, которых также называют азмарис, что означает «певец» на амхарском языке.

Общее описание

Масенко представляет собой струнно-смычковый музыкальный инструмент, родом из Эфиопии и Эритреи, который используется для аккомпанирования азмари во время исполнения. Данный музыкальный инструмент требует определенной виртуозности, так как певец играет на нем сам во время исполнения песен.

Масенко

Резонатор масенко имеет квадратную или ромбовидную форму и состоит из четырех небольших деревянных досок, склеенных вместе и покрытых пергаментом или кожей. Струна, изготовленная из конского волоса, проходит через мостик. Настройка масенко осуществляется с помощью большого настроечного колышка, чтобы соответствовать диапазону голоса певца. На инструменте можно играть, как правой, так и левой рукой, а свободная рука лежит у верхней части струны.

Эфиопские музыкальные инструменты

Источником использования многих из эфиопских музыкальных инструментов являлись праздничные христианские церемонии и церковные песнопения. К примеру, крар и масинко, которые являются струнными инструментами, использовались в основном во время крупных христианских праздников.

Масинко, представляющий собой однострунный инструмент, выделялся особенно во время значимых ежегодных христианских праздников. Его звучание вносило особую атмосферу в праздничные мероприятия и церковные службы.

В ударных инструментах преобладали барабаны на поясных ремнях. Особенностью христианского барабана было наличие внутри двух небольших камней, символизирующих единство двух начал во Христе — божественного и человеческого, что придавало звучанию особый сакральный характер.

Калабаса, являющаяся своего рода погремушкой, изготавливалась из кабачкового плода, наполненного высушенными зернами. Этот инструмент придавал звуковое сопровождение праздничным мероприятиям и церковным службам.

Систр, древний инструмент, изначально использовавшийся в коптской церкви Египта, но со временем перешедший в эфиопскую церковь, имел конструкцию из двух натянутых металлических нитей с пластинами, что создавало звуки шелеста листвы, символизируя Райские Кущи, а две параллельные металлические нити символизировали единство Ветхого и Нового Завета.

Музыка Эфиопии

Давайте начнем наше погружение в эфиопскую музыкальную культуру с разговора о жанре мезмур, который, согласно преданию, был создан святым Яредом в 6 веке. Мезмур представляют собой религиозные гимны, которые исполняются, в том числе, и во время богослужений в эфиопской христианской церкви. В исполнении мезмура часто используется танец, хотя он не является слишком динамичным, как это можно наблюдать в других культурных традициях. Еще одним важным жанром эфиопской музыки является манзума, который является формой мусульманской религиозной музыки, исполняемой народом оромо на одноименном языке.

Взглянем на истоки эфиопской христианской музыки, которые уходят в восточные традиции. Мезмур, хотя и имеет африканские корни, существенно отличается от других форм музыки континента. Скорее всего, его ближе сравнивать с уникальной духовной музыкой Эфиопии и даже с обычными, «светскими» песнями, чем с другими жанрами африканской музыки. Этот стиль музыки демонстрирует сильное влияние древнееврейских мелодий и, в общем, музыки Ближнего Востока. Европейцы, пытающиеся воссоздать его, сталкиваются с трудностями, поскольку их восьмиоктавная шкала не подходит для этого жанра, который чаще всего использует пентатонику (пять тонов). Такая особенность делает эфиопскую музыку в некотором роде психоделической — не слишком пригодной для повседневной жизни, но идеально подходящей для духовной практики. Это вполне соответствует представлению местных жителей, согласно которому музыка мезмур была придумана святым Йаредом, жившим в VI веке.

Масинко

Существуют две легенды о том, как святой Йаред создал этот жанр музыки.

  1. По одной версии, святой сидел под деревом и наблюдал, как червяк поднимается по стволу, падает и снова поднимается. Этот процесс повторялся семь раз, и на седьмой раз Йаред понял в этом аллегорию своей собственной жизни, ведь он также семь лет учился, но не достиг высшего понимания. Когда Йаред осознал это, он постиг природу музыки и письменности, после чего с небес ему в руки упала священная книга с первыми (и ставшими главными) видами эфиопских церковных напевов — мезмур.
  2. Согласно другой версии, которая часто рассказывается в священном городе Аксуме, Йаред был певцом-странником, который однажды выступал перед царем. Царь был так поражен его выступлением, что не заметил, как ударил Йареда копьем в ногу. Но святой продолжил петь до конца, и когда царь предложил ему награду, Йаред попросил разрешения продолжить свое служение не в путешествиях, а в монастыре. С тех пор на церковной службе в Эфиопии принято исполнять мезмур.

Во время исполнения мезмур, будь то запись или молитва, используются особые местные музыкальные инструменты. Это однострунная скрипка — масенко, родственная арабскому ребабу (масенко известна, как инструмент бродячих певцов-азмарей), десятиструнная бегена и крар, имеющий шесть струн и по звуку напоминающий что-то среднее между масенко и бегеной. Бегену считают инструментом, посланным самим Богом, чтобы легче было впасть в религиозный транс, в то время как крар, напротив, приписывают дьявольское происхождение и его звуки лучше всего подходят для восхваления земных удовольствий. Оба инструмента напоминают лиры, широко используемые в древности иудеями и египтянами. Кроме того, в ходе исполнения церковной эфиопской музыки используются трещотки — систры и барабаны: двусторонний кабаро и полукруглый негарит.

Необходимо отметить, что церковные песнопения в Эфиопии всегда сопровождаются танцами. Дьяконы считают это символом восшествия Иисуса на Голгофу, поскольку Спаситель раскачивался, подобно танцору, когда его вели к распятию.

Самые впечатляющие церковные службы с исполнением традиционной музыки и танцами проходят в Эфиопии во время больших христианских праздников. Такие туры, как «Рождество в Эфиопии», помогают путешественникам погрузиться в эту уникальную форму православия. Исполнение эфиопской духовной музыки также оставляет незабываемые впечатления в священных христианских городах Гондер, Лалибела и Аксум.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий