История музыкального инструмента Ардин, кто его придумал и когда

Ардин Струнные

Ардин — разновидность музыкального инструмента, который является условной арфой и широко используется в Мавритании. Данный инструмент обладает резонирующим корпусом, изготовленным из калебаса, и обычно имеет от 10 до 16 струн. На ардине играют женщины-гриоты.

Конструкция

По своей конструкции, ардин, также известный как «западноафриканская арфа», напоминает смесь лиры и банджо. Этот экзотический инструмент, имеющий от 11 до 14 струн, является одним из наиболее популярных среди народов Западной Африки и часто используется, например, в Мавритании. Для создания ардина используется длинный кусок дерева и однолетняя ползучая лиана, известная как калабас. Затем к корпусу инструмента крепят колки и натягивают баранью кожу.

Ардин

Обычно диаметр калабаса составляет около 40 см, а длина рамы — 1 метр. Баранья кожа натягивается сверху на корпус. Струны держатся на раме с помощью колков, а на корпусе их удерживает изогнутый деревянный порожек.

Интересный факт: считается, что ардин произошел от древнеегипетской плечевой арфы. Также следует отметить, что на этом инструменте играют исключительно женщины и он популярен среди туарегских женщин.

Использование инструмента

Ардин исторически представляет собой развитие египетской арфы, и в определенный момент он был оснащен колками. Существует связь между корой и ардином, и оба инструмента обычно используются женщинами и часто сопровождают друг друга в музыкальных выступлениях. Ардин также унаследовал некоторые конструктивные особенности коры.

При игре на ардине музыканты могут использовать как две руки, так и одну, при этом другой рукой они стучат по корпусу, похоже на барабан. Ардин обычно настраивается в пентатонике и часто сопровождает женский вокал.

Игра на ардине

Известными исполнительницами музыки на ардине являются Дими Минт Абба, Нура Минт Сеймали и Малума Минт Аль-Меида.

Кто такие гриоты

Гриоты — профессиональные певцы, музыканты и рассказчики, представители отдельной социальной касты у народов Западной Африки, часто являющиеся бродячими артистами. Этимология слова «гриот» не окончательно ясна, но возможно оно происходит от французской транслитерации португальского слова «criado», что означает «слуга» или «раб», что отражает функции гриотов.

В обществах ряда народов Западной Африки гриоты считались и остаются определенной кастой, существующей с доисламских времен, и у них есть различные наименования в разных народах, такие как гевель, гавло, джела, гас(с)ир и маабо, в зависимости от этнической принадлежности.

Гриоты представляют собой ограниченную по крови группу, которой ранее было запрещено владеть собственностью. Их основной обязанностью было путешествие с одной деревни в другую, развлекая людей песнями и рассказами. Во время своих выступлений гриоты сопровождали себя игрой на музыкальных инструментах. Основными музыкальными инструментами гриотов считались кора, лютня (количество струн на которой варьировалось), и небольшие барабаны, которые крепились к запястьям гриотов.

Несмотря на свое низкое положение в обществе, гриоты пользовались некоторыми привилегиями, такими как полная свобода передвижения и обязанность крестьян обеспечивать их пищей и ночлегом. Они были также популярными фигурами в обществе, и их обязанности включали не только рассказ о древних временах, но и сообщение новостей, а иногда и слухов и сплетен. В сельских общинах, которые были отчасти изолированы, гриоты часто выступали в роли связи с внешним миром.

В настоящее время потомки гриотов проживают во многих странах Западной Африки, включая Мали, Гамбию, Гвинею, Сенегал, Мавританию, Нигер и Нигерию. Гриоты представлены в различных этнических группах, таких как бамбара и малинке из народа манде, а также среди фульбе, хауса, тукулер, волоф, серер, сонинке, мавританских арабов и других.

Бакари Сумано (1935—2003), который был председателем Ассоциации гриотов Бамако с 1994 по 2003 год, считается одним из самых известных защитников важности и творчества западноафриканских гриотов.

В настоящее время в западноафриканских государствах существует множество фольклорных музыкальных ансамблей, которые популяризируют творчество гриотов. О них пишут писатели и снимают фильмы, и даже возникло понятие «гриотизм» для описания целой области культуры народов Западной Африки.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий