История музыкального инструмента Домбра, кто его придумал и когда

Домбра Струнные

Домбра – традиционный музыкальный инструмент, который имеет глубокие корни в истории народа Казахстана. Включенная в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, домбра является сердцем и душой казахской музыки.

Домбра – популярный музыкальный инструмент среди казахов. На нем играют, как любители музыки, так и профессиональные музыканты: певцы-анши и инструменталисты-кюйши. При сопровождении домбры местные певцы-импровизаторы и поэты, такие как акыны, исполняют свои песни и народные сказания.

История возникновения домбры уходит в глубь веков. При раскопках древнего города Хорезма археологи обнаружили терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на двухструнных инструментах, схожих с казахской домброй. Аналогичные инструменты были также обнаружены у кочевников, населявших территорию современного Казахстана более двух тысяч лет назад.

История и легенды

В 1989 году в Алматинской области Казахстана, на высоком плато «Майтобе», профессором С. Акитаевым и этнографом Жагда Бабалыкулы был обнаружен наскальный рисунок, изображающий музыкальный инструмент и четырех танцующих людей в различных позах. Исследованиями известного археолога Кемаля Акишева установлено, что данный рисунок относится к периоду неолита. Сейчас этот артефакт находится в музее народных инструментов имени Ыкыласа Дукенулы в Алматы, Казахстан. Изображенный на рисунке инструмент, сильно напоминающий форму домбры, указывает на то, что прототип современной домбры существовал более 4000 лет назад и являлся одним из первых щипковых инструментов.

Домбра

Археологическими исследованиями установлено, что сакские кочевые племена использовали двухструнные музыкальные инструменты, сходные с казахской домброй, более 2000 лет назад, что может указывать на то, что они могли быть предтечей домбры. Также были обнаружены терракотовые статуэтки музыкантов, играющих на щипковых инструментах, во время раскопок древнего Хорезма. Ученые считают, что эти инструменты, существовавшие не менее 2000 лет назад, имеют сходство с казахской домброй и были распространены среди ранних кочевников на территории Казахстана.

Из письменных источников евразийского континента следует, что домбра и аналогичные инструменты других народов были известны с древних времен. В различных источниках упоминается наличие этого щипкового инструмента, включая памятники сакского и гуннского происхождения. Также его использование упоминается у куманов, европейского наименования для кипчаков. Сохранились также музыкальные произведения (кюи) того времени, такие как «Волны Иртыша», «Печальная девушка», «Рысь», «Хромой гусь», «Светлая верблюдица», «Одногорбый верблюд».

В своих трудах Марко Поло отмечал, что домбра присутствует у тюрков-кочевников, которых тогда называли татарами. Они использовали ее перед боем для поддержания настроения. В 2012 году была создана электродомбра.

Первое воскресенье июля было объявлено в Казахстане Днем национального музыкального инструмента домбры. Этот праздник был отмечен впервые 1 июля 2018 года.

Существуют легенды о происхождении домбры:

  • Одна из легенд связана с Джучи-ханом, старшим и любимым сыном Чингисхана. Охотившись в кыпчакских степях, Джучи-хан был смертельно ранен вожаком стада куланов. Однако, никто не осмеливался сообщить о его гибели Чингисхану, угрожая расплавленным свинцом тем, кто это сделает. Но музыканты нашли выход: они пригласили домбриста по имени Кет-Буга и поручили ему передать весть музыкой. Кет-Буга, не произнося ни слова, сыграл кюй «Аксак кулан» перед Чингисханом, донеся до него правду о смерти сына. Разгневанный Чингисхан велел казнить домбру, и говорят, что на верхней деке инструмента осталось отверстие — след от расплавленного свинца. Мавзолей Джучи-хана сохранился на берегу древней реки Кара-Кенгир в Джезказганской области. Эта легенда, называемая «Аксак-кулан» (Хромой кулан), она поет о силе и бессмертии искусства.
  • Другая легенда рассказывает о двух братьях-великанах, живших на Алтае. Младший брат был страстным игроком на домбре, всегда забывал обо всем, когда начинал играть. Однажды, старший брат, желая прославиться, решил построить мост через реку, а младший не помогал ему, увлеченный своей музыкой. Разозлившись, старший брат отобрал домбру у младшего и разбил ее об его голову. Отпечаток от разбитой домбры остался на его голове. Много лет спустя люди нашли этот отпечаток и начали делать новые домбры по его образу, воскрешая музыку в селениях, где она долгое время молчала.
  • Одна из легенд рассказывает о джигите по имени Кежендык, который владел домброй с пятью струнами и без отверстия посередине. Влюбившись в дочь местного хана, Кежендык пытался доказать свою любовь, исполняя на домбре песню о хане, выражая его недостатки. Разозленный хан приказал испортить инструмент, вылив на его середину горячий свинец, что привело к образованию отверстия и оставило только две струны.
  • Еще одна легенда очень похожа на предыдущую. В этой истории, сын местного хана погиб во время охоты, и чтобы избежать его гнева, слуги обратились к мастеру Али за советом. Мастер создал музыкальный инструмент, названный домброй, и пришел к хану, чтобы сыграть на нем. Звуки инструмента заставили струны стонать и плакать, словно природа сама выражала скорбь за утрату. Это привело к гневу хана, который приказал плеснуть горячим свинцом в отверстие домбры.

Для казахов кюи на домбре — это не просто музыкальные произведения, но и звучащая история их народа, обычаев и культуры. Исполнители кюев, в том числе домбристы, были высоко ценными членами общества. В казахской культуре говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах — это не просто казах, настоящий казах — это домбра!». Это подчеркивает важность умения играть на домбре для каждого казаха и отражает особую привязанность казахского народа к этому инструменту.

Что такое домбра

Домбра, также известная как домбыра, представляет собой национальный казахский музыкальный инструмент с двумя струнами, используемый для щипкового исполнения музыки. Несмотря на то, что домбра является национальным инструментом для казахов, она также имеет большое значение в культуре ногайцев и калмыков.

Устройство домбры достаточно простое. Инструмент состоит из двух основных элементов: корпуса и грифа. Корпус, известный как шанак, способствует усилению звучания и может быть изготовлен разными методами, такими как сборка или вырубка. Шанак изготавливают из различных пород дерева, таких как клен или орешник. Гриф и дека или какпак, отвечают за тембр и ритм звучания. Обычно деку и гриф мастерят из деревьев одной породы с корпусом.

Игра на домбре

Для настройки музыкального инструмента используется подставка, которая определяет качество звучания. Домбра также оснащена пружиной длиной от 200 до 350 миллиметров, которая улучшает звучание. Ранее инструмент не имел пружины, однако ее использование стало распространенным из-за улучшения звука.

Струны являются важной частью домбры и определяют качество звука. Ранее струны изготавливали из кишок домашних животных, таких как козы или бараны. Особенно ценились струны из кишок двухлетних овец, так как они создавали более низкий строй.

В состав домбры входят порожки и обечайки, изготовленные из клена. Порожки позволяют музыканту изменять звучание домбры, прижимая струны к одному из них.

Разновидности

Теперь давайте рассмотрим различные варианты народного казахского музыкального инструмента — домбры.

  • Двухструнные домбры.
  • Трехструнные домбры.
  • Ширококорпусные домбры.
  • Двухсторонние домбры.
  • Подгрифные домбры.
  • Домбры с полыми грифами.

Несмотря на то, что среди перечисленных разновидностей есть трехструнные инструменты, стандартной версией традиционной казахской домбры является домбра с двумя струнами.

Важно отметить, что не следует путать домбру с другим инструментом под названием домра. Хотя они имеют сходные названия и некоторые общие черты, они отличаются друг от друга.

Оба инструмента красивы и имеют схожую форму. Однако домбра является более крупным инструментом, ее размер может варьироваться от 80 до 130 сантиметров. Кроме того, домбра визуально кажется более массивной по сравнению с домрой. Домра, напротив, является более компактным инструментом, с размером около 60 сантиметров, и имеет отличающиеся по толщине и ширине детали.

Устройство инструмента

Домбра имеет конструкцию, схожую с балалайкой, и даже считается близкой родственницей народного инструмента России. Приведем основные элементы строения этого щипкового инструмента:

  • Шанак — деревянный корпус, обычно в форме груши.
  • Гриф — продолговатая часть с головкой и колками.
  • Капкак — дека, которая поддерживает звуковые вибрации.
  • Шайтан-тиек — подставка, передающая вибрации струнам.
  • Пружина — дополнение к подставке, длиной от 20 до 35 сантиметров, улучшающее звучание.
  • 2 струны — обычно изготовлены из нейлоновых нитей или лесок.

За годы истории домбра подвергалась изменениям, но в целом сохранила свою историческую форму.

Существуют два основных метода изготовления шанака:

  1. Сборка — самый простой и экономичный способ, при котором используются куски разных пород дерева, таких как сосна, клен и орех.
  2. Вырубка — более сложный и дорогостоящий способ, при котором основа корпуса вырезается из цельного куска дерева.

Шанак играет важную роль в усилении звучания домбры, в то время как капкак отвечает за ритм и окраску музыки. Часто капкак изготавливают из одного типа дерева, например, сосны, чтобы обеспечить определенное звучание. Пружина, улучшающая качество звука, стала стандартной деталью домбры лишь со временем.

Струны являются душой домбры. В древности на инструмент натягивали нити из кишок барана или козы. Редкие, но прекрасные струны делали из кишок молодой овцы, создавая низкий тембр, характерный для казахской музыки. Порожек, вырезаемый из клена, играет важную роль в формировании звучания, разделяя клавиши от обечайки.

Как звучит

Игра на домбре может осуществляться различными техниками, включая следующие:

  • Щипком. Это основная техника игры, при которой струны домбры щипаются пальцами.
  • Медиатором. Для получения особого звучания можно использовать медиатор, который прикладывается к струнам и вызывает более яркие звуковые оттенки.
  • Кистевым ударом. Это способ игры, при котором струны бьются кистью руки, создавая особую интонацию.

Домбрист выбирает нужный тон в зависимости от ситуации:

  • Для громких оркестровых композиций предпочтительны чувственные и нежные звуки.
  • В сольных выступлениях используются более спокойные и лиричные мелодии.

Домбра может настраиваться на квартовый или квинтовый строй, где нижняя струна соответствует ноте соль, а верхняя — ре (малая октава). Настройка инструмента зависит от характера музыки: в низком строе игра проще, а в высоком — более яркая и отчетливая. Рекомендуется использовать тюнер, который крепится к головке грифа, чтобы точно настроить инструмент. При правильной настройке буквы G и D на тюнере загораются зеленым цветом, указывая на соответствие нотам соль и ре.

Сфера использования

Казахская домбра – многофункциональный инструмент, способный исполнить широкий диапазон музыкальных композиций: от национальных мелодий до мировых хитов. Для начинающего музыканта первым шагом является освоение игры на двух струнах, а затем изучение техник виртуозных исполнителей.

Домбра подходит для сольных выступлений, дуэтов и участия в оркестре. Она гармонично сочетается с другими инструментами, особенно со струнными. Домбристы часто выступают на свадьбах и ритуальных церемониях, исполняя музыкальные произведения или сопровождая песни.

Среди песен, которые исполняются на домбре, можно выделить следующие категории:

  1. Свадебные песни. На свадьбах особое внимание уделяется песням, сопровождающим процесс церемонии. Например, песня «Жар-жар» исполняется на прощальном обряде, когда невеста приезжает в дом к жениху. Также на свадьбе часто исполняется «Открытие торжества», заранее предсказывая ход событий.
  2. Ритуальные песни. Эти композиции часто имеют грустное настроение и связаны с похоронными обрядами. Ритуальные песни, такие как «Дауыс», «Жылау» и «Жиырма бес», отражают скорбные мотивы и настроение.
  3. Исторические сказания. Игроки на домбре часто исполняют народные сказания, вдохновленные эпическими сюжетами. Эти песни, рассказывающие о прошлых событиях народа, имеют важное значение для культуры и передают реальные исторические события.
  4. Песни о любви и другие жанры. Помимо ритуальных и исторических композиций, домбристы часто исполняют песни о любви и произведения с веселым, позитивным настроением, которые всегда пользуются популярностью у слушателей.

Интересные факты

Приведем несколько интересных фактов о домбре:

  • День домбры. Ежегодно в Казахстане первое воскресенье июля отмечается, как День домбры, учрежденный в 2018 году.
  • Происхождение названия. Происхождение названия «домбра» остается загадкой для ученых. Оно имеет сходство с другими инструментами, такими как татарская «думбра» и калмыцкая «домбура».
  • Древность инструмента. Ученые предполагают, что история домбры насчитывает более 6000 лет, что делает ее одним из самых древних музыкальных инструментов в мире.
  • Нурсултан Назарбаев и домбра. Бывший президент Казахстана, Нурсултан Назарбаев, проявлял интерес к домбре и умел играть на ней. Он даже выступал на мероприятии, исполняя песни о жизни.
  • Значимость для казахского народа. Для казахов домбра имеет особое значение, что было подчеркнуто писателем Кадыром Мырзалиевым, который сказал, что «настоящий казах — это не сам казах, а его домбра».
  • Региональные различия. Форма домбры может различаться в зависимости от региона Казахстана. Например, в некоторых областях чаще используется «совковая» домбра, а в других предпочитают округлую форму.
  • Запись в книгу рекордов. В 2010 году домбра была внесена в книгу рекордов Гиннесса после концерта в Китае, где ансамбль из 10 450 человек исполнил музыкальное произведение.
  • Дина Нурпеисова. Казахский композитор Дина Нурпеисова была мастером игры на домбре и создала множество классических произведений для этого инструмента.
  • Исторические находки. Ученый обнаружил домбру возрастом более 1500 лет, что стало важным археологическим открытием.
  • Самая маленькая домбра. Болатбек Каримханулы создал самую маленькую домбру, размером всего 45 мм в длину и 14 мм в ширину.

Домбра — один из самых чувственных музыкальных инструментов, способный вызвать разные эмоции у слушателей, от радости до тоски.

Оцените статью
МузОбзор
Добавить комментарий